Мой народ / Священная война
Иван Кульбертинов – Сибирская Полночь
08.09.2018
Иван Николаевич Кульбертинов – великий снайпер
Автор: Анна Ахмедова
Родился 7 ноября 1917 года в селе Тяня Якутской области. Вскоре после рождения отец Николай Романович умер, мальчик рос с больной матерью Анной Васильевной. К десяти годам освоил охотничье ремесло и работал в колхозе «Новая жизнь».
В 1942 году охотника призвали на фронт. Он коротко объяснил свое желание военкому: «Зверя в глаз бью, хочу фашистов бить!». За ловкость и смекалку солдат был направлен в отделение разведчиков.
Зимой 1943 года Иван Николаевич был определен снайпером. В бою под Старой Русской солдат открыл свой снайперский счет, сразив метким выстрелом первого солдата. Переносить суровые условия без возможности попить и поесть стрелку помогал охотничий опыт. Он привык долго ходить по тайге, выслеживая зверя.
По официальным данным, меткостью и выносливостью уничтожил 428 вражеских офицеров, включая одного оберштурмбанфюрера (полковника). По словам Кульбертинова, свой счет он довел до пятисот противников, но многие достижения остались незамеченными. Фронтовые статистики не уделяли большого внимания точности счета.
Прославленные снайперы: И.Н. Кульбертинов и А.М. Побережный (слева направо)
Иван Николаевич вспоминал: «Лежу вторые сутки в засаде, каждая жилка, каждый нерв напряжены – слежу за сараем, где расположились враги. В трудные минуты представляю себе необъятные просторы олекминской тайги, и мне становится легче. Вижу – подъехала повозка с боеприпасами, ну, думаю, устрою вам «северное сияние»!
Враги стали разгружать боеприпасы. Я подождал, пока они все ящики сняли с повозки, зарядил снайперку бронебойно-зажигательным патроном и послал «сладкий гостинец». Всё полетело вверх тормашками, поднялся огромный столб огня, дыма, пыли. Более десятка фашистов погибли от этого взрыва».
Однополчане восхищенно рассказывали, как герой вышел победителем на трех снайперских дуэлях с именитыми вражескими асами. Прямыми попаданиями сразил одного штурмбанфюрера и двух оберштурмбанфюреров из спецподразделения «Ваффен СС».
На Родине Ивана Николаевича достойно оценили подвиги солдата, торжественно наградив орденами: «За отвагу», орденом Славы III степени, Красного Знамени, Великой Отечественной войны I и II степени. Его имя дважды было представлено к званию Героя Советского Союза, но снайпер его так и не получил.
Якутский солдат по прозвищу Сибирская полночь принес много хлопот противникам. Солдаты вермахта были хорошо знакомы с именем Кульбертнинова – им пугали на передовой молодых и опытных офицеров. Противники даже оставляли друг другу предупреждающие надписи. В районе города Мукачева была обнаружена доска с надписью: «Achtung Kulbert!» («Осторожно, Кульберт!»), а в прикарпатском селе висело предупреждение: «Achtung – Der sibirischen mitternacht!» («Осторожно – Сибирская Полночь!»).
Ветераны Великой Отечественной войны Республики Саха
Несмотря на невысокий рост – 153 см и вес в 53 кг, в боевых условиях Иван Николаевич не имел равных. Его психологическая подготовка дополняла прекрасные физические качества. На родине его прозвали Бусхаа (по-эвенкийски «могучий»). Он был абсолютно неустрашим в рукопашных боях и мог легко усмирить любого, кто обидит его земляков. На фронте показал всю свою силу и никому не давал спуску.
За годы на фронте 35 молодых солдат освоили снайперское дело у Ивана Николаевича. Главный совет молодым снайперам – «не надо рубить топором там, где можно применить иголку».
После Великой Победы земляки задавали вопрос: «Не страшно ли было убивать людей?», на что герой отвечал так: «На войне чувствовал себя, как на охоте, и я себе внушил, что фашист – это настоящий зверь, которого нужно незамедлительно обезвредить».
Вернувшись домой в 1945 году, герой не стал жить легче. Ему не давали привилегий, появились завистники и недоброжелатели. Это было связано с гордым характером. Кульбертинов не стремился что-то кому-то доказать, не любил ходить по инстанциям и добиваться особого почитания.
После демобилизации снайпера в Иркутске произошел такой случай. Возвращаясь домой, Иван Николаевич зашел поужинать. Тут к нему прицепились два пьяных офицера с издевками: «Ты, чукча, нацепил на грудь ордена?!». Кульбертинов не вытерпел, и расстрелял обоих из именного ТТ. Отсидел, вернулся домой.
В родной Олекминск фронтовик попал в 1947 году, восстановившись в Праге. Осенью того же года он продолжил заниматься любимым делом – охотой. За одну зиму 1947–1948 года сдал государству 900 белок. Самоотверженно трудился, и в 1968 году был награжден карабином с оптическим прицелом.
Иван Кульбертинов был востребован еще долгие годы. Его верная рука помогала бороться с волками в совхозе «Токкинский». У охотника был свой способ: выследить, где обитает стая, настроить ловушку так, чтобы хищники не заметили подвоха, и «задавить» зверя. Волк приходил к приваде, тянул за приманку, но тут срабатывал сторожок, и бревно придавливало зверя. Только за 1979 год удалось добыть 11 волков, спасая стада оленей.
Охотник привык к скромной жизни и подарки от района и республики раздаривал. Сердце Героя Бусхаа остановилось 13 февраля 1993 года на 76-м году жизни. В 2015 году Ивану Николаевичу Культбертинову открыли памятник в Усть-Нере.