Мой народ / Культура

Художник двух культур

01.08.2017


Рафаэль Егорович Асланян

Автор: Лиана Саркисян Фото: Михаил Середа

В Томском областном художественном музее 27 апреля 2017 года открылась выставка памяти художника — носителя армянской культуры Рафаэля Асланяна. На выставке были представлены работы знаменитого мастера, собранные из частных коллекций.

Рафаэль Егорович – художник, всегда вызывающий интерес у публики, меняющийся, кспериментирующий с фактурой холста, техникой и колоритом. Асланян – мастер, прошедший долгий путь, его искусство сложилось под влиянием национальной армянской
живописи, древнерусской иконописи и западных течений середины XIX – начала XX века. Будущий художник родился в 1948 году в армянском городе Кировакане (ныне Ванадзор). Образование получил в Ереванской художественно-театральной академии (1971 –
1976), где его учителем был народный художник Армянской ССР Саркис Мамбреевич Мурадян – ученик великого Мартироса Сарьяна. Выставочная деятельность Асланяна началась в 1978 году. Персональные выставки проходили в России и за рубежом, в том
числе в США. С 1998 года художник жил и работал в Томске. Его имя за эти годы стало знаковым для города, а его творчество – неотъемлемой частью культурного пространства Сибири. Для Томска Рафаэль Асланян – уникальный художник. Его многие
картины наполнены солнцем и красками Армении, в них присутствуют и радость, и тоска («Дом моего детства», «Солнце моего детства»). Конечно, за время пребывания в Томске его авторская манера изменилась, появились и картины, источником
вдохновения для которых стал город Томск («Старый Томск»).
Выставка картин в Томском областном художественном музее была организована родными, друзьями и ценителями творчества великого художника Рафаэля Егоровича, и с некоторыми из них корреспонденту журнала «Мой народ» удалось пообщаться.


Последняя работа художника

«Мероприятие очень интересное, доброе, светлое и душевное. Рафаэль Егорович был удивительным человеком во всех отношениях, очень добрый, очень светлый. Да, он ушел из жизни, но ярчайший след оставил в живописи, ничего подобного у нас нет. Эта
выставка уникальна! Уникальность этой выставки в том, что здесь представлено более 140 картин, и это лишь 3-я часть всех работ», — рассказал Павел Юрьевич Рачковский, начальник отдела культурного наследия и образования Департамента по культуре
и туризму Томской области. «Каждый армянин вечером, когда ложится спать, находится в Армении, а утром просыпается и идет на работу.
Эта ностальгия, эта любовь к Армении отразились и в представленных сегодня на выставке картинах. Данное мероприятие – это необходимое мероприятие! Для города Томска и Томской области Рафаэль Егорович — значимая фигура!» — поделился председатель
ТРОО «Союз армян Томской области» Рубен Григорьевич Манукян.
«Здесь присутствует много друзей Рафаэля Егоровича, поэтому это мероприятие – очень теплое мероприятие, очень нужное не только для города Томска, но и для народа. Рафаэль Егорович был удивительным человеком, он был виртуозным мастером техники
по живописи и глубоким философом, а также моим другом! Его уроки мы будем помнить!» — дополнил близкий друг Гагик Егиазарян.
«Рафо и армяне – это единое целое.


Начальник отдела Департамента по культуре и туризму П.Ю. Рачковский и председатель Союза армян Томской области Р.Г. Манукян


Заслуженный работник культуры и оператор телерадиокомпании М.Н. Скворцов

Он каждый год кого-нибудь приглашал с собой в Армению. Ему так хотелось влюбить всех в Армению, и они влюблялись в нее! Мы ездили дважды. Армения покорила своей красотой. С одной стороны, все сделано аскетично, а с другой – внутренне очень
богато. Удивляешься, как человеческие руки такое могут делать! Рафаэль все это писал, а я пытался писать его!» - вспоминал заслуженный работник культуры и оператор государственной телерадиокомпании Михаил Николаевич Скворцов. Церемония открытия
выставки стала одной из самых многолюдных за последний год. Почтить память замечательного человека, талантливого художника пришло более 200 человек. Как говорил Рафаэль Егорович, «художника признают уже после смерти, такова участь художника —
грустно, но правда».