Мой народ / Страна

Вызовы в сфере межнациональных отношений нарастают во всем мире.

30.07.2017


Председатель Комитета Государсвтенной Думы по делам национальностей Ильдар Ирекович Гильмутдинов

Интервью: А.Б. Кочарян

— Ильдар Ирекович, сформирован новый состав Комитета Государственной Думы по делам национальностей. Изменилось ли Ваше видение работы Комитета с момента
избрания председателем? Какие задачи поставлены перед Комитетом 7-го созыва? Что в приоритете?


— Хочу Вам напомнить, что на протяже нии всей истории современного парламента в его составе всегда работал Комитет по делам национальностей. Для нашей уникально
многонациональной страны, в которой проживают представители более 190 народов, тема межнациональных отношений всегда оставалась актуальной. Поэтому Комитет по делам
национальностей седьмого созыва Государственной Думы может опереться на сложившиеся традиции вдумчивой парламентской деятельности в сфере государственной национальной
политики и продолжать их развивать - влиять на решения, которые принимаются сегодня по защите прав коренных малочисленных народов, по развитию родных языков народов
России, по этнологической экспертизе, подготовке чиновников, занятых реализацией национальной политики на местах и по многим другим. Вызовы в сфере межнациональных
отношений нарастают во всем мире. Это видно по событиям в Европе, на Украине и Ближнем Востоке, в США, если иметь в виду расовые противоречия. Не так остра эта повестка
для России. Тем не менее, при всем позитивном опыте страны в межнациональных отношениях мы также знакомы и с их обратной стороной, которая в полной мере проявилась в
начале 90-х годов. Каждый день мы должны быть готовы отвечать на эти вызовы, к которым добавились угрозы в связи с международным терроризмом, с деятельностью
радикальных экстремистских организаций и дополнительным миграционным давлением в некоторых регионах России. Именно поэтому работа по сохранению и укреплению
благоприятного межнационального климата в стране должна быть признана архиважной.

Надо сказать, что такой разворот в политике государства наметился уже достаточно давно. После многих лет, когда вопросы межнациональных отношений оставались на
периферии общественно-политической жизни страны, наступил иной этап активизации работы на этом направлении. Эти обстоятельства во многом определяют такую насыщенную и
ритмичную работу Комитета сегодня. В Комитете создано три подкомитета: по законодательному обеспечению реализации государственной национальной политики
Российской Федерации в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь; по законодательному обеспечению этнокультурного развития народов России и
совершенствования языковой политики; по законодательному обеспечению защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Стоит сказать, что тремя направлениями далеко не исчерпывается список тем, над которыми работает сегодня Комитет. В состав Комитета вошли 12 депутатов – это известные и
в своих субъектах, и на федеральном уровне общественнополитические деятели. У каждого за плечами большой и востребованный для нашего направления опыт работы. Достаточно
сказать, что три депутата из двенадцати входят в состав президентских Советов: Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и Совета по
культуре, два депутата представляют Комитет в правительственной комиссии и рабочей группе. Есть представители известных региональных и общероссийских общественных
организаций этнокультурной направленности, таких как Ассамблея народов России, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Передо
мной как председателем стоит задача не упустить из виду ни одно направление.

В этой части нашим руководством и ориентиром являются и Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года, и поручения
Президента Российской Федерации, данные на заседаниях Совета по межнациональным отношениям, множество обращений, которые поступают к нам не только от граждан, но и от
крупнейших общественных организаций, ставших наряду с государством участниками реализации национальной политики. Нам важно создать все правовые условия для
активизации работы общественного сектора. Только при непосредственном участии институтов гражданского общества можно будет говорить об эффективности усилий по
укреплению гражданского единства и этнокультурному развитию страны. В качестве еще одного приоритета и главной задачей на весь предстоящий год наш Комитет видит работу
над совершенствованием содержания государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики». Напомню, что создание
государственной программы было предусмотрено принятой в 2012 году Стратегией государственной национальной политики Российской Федерацией. В конце 2016 года над этой
программой наш Комитет работал совместно с ФАДН в рамках бюджетного процесса. Начиная с 2017 года программа реализуется. В результате финансирование мероприятий
государственной национальной политики увеличилось с 1,4 до 2,5 млрд. рублей в год. Наша цель - совместно с Федеральным агентством по делам национальностей, органами
власти субъектов Российской Федерации, некоммерческими организациями, провести качественный мониторинг исполнения государственной программы. На 2017 год мы уже
запланировали в Комитете серию мероприятий, посвященных обсуждению каждой из 8 подпрограмм государственной программы. Для чего это нужно? Для того, чтобы максимально
объективно оценить качество включенных в программу мероприятий, их полноту и достаточность. Если мы придем к выводу, что нужно дорабатывать программу, будем вносить
соответствующие предложения.

— В декабре 2016 года под Вашим руководством состоялось первое заседание Совета руководителей Федеральных национально-культурных автономий. Какие болевые точки в
работе автономий, на Ваш взгляд, удалось выявить?


— В связи с Вашим вопросом, продолжу разговор о новых подходах в работе Комитета 7-го созыва. Создание Совета руководителей Федеральных национально-культурных автономий
при Комитете стало одним из первых шагов по расширению в целом экспертного сообщества Комитета. Для экспертной площадки Комитета безусловную ценность представляет опыт
работы общественных организаций, которые заняты в так называемом этнокультурном секторе, особенно это касается Федеральных национально-культурных автономий. Как Вы
знаете, в соответствии с российским законодательством они выделены в отдельный тип общественных объединений. В связи с этим национально-культурная автономия должна
рассматриваться как реальный союзник государства в вопросах развития языка, культуры, адаптации мигрантов, внешнеполитической деятельности. Необходимо максимально
использовать ресурсы национально-культурных автономий как федеральных, так и региональных и местных в снижении межэтнических противоречий, в практическом
миротворчестве. Основной болевой точкой в работе автономий, как и других общественных организаций, занимающихся реализацией всевозможных проектов по укреплению
гражданского единства, этнокультурному просвещению, является конечно же финансирование. Сейчас такие организации могут получить государственную помощь
только в рамках грантовой системы или при условии попадания конкретных мероприятий в государственную программу. Главным недостатком является то, что такая поддержка
социально полезной деятельности происходит разово, а не на системной основе. В настоящий момент Совет руководителей ФНК готовит свои предложения по совершенствованию
механизмов государственной поддержки деятельности НКА. Думаю, мы сможем выйти и на конкретные инициативы в этой сфере.



— Также в декабре 2016 года во время пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» Вы затронули вопрос о полномочиях национально-культурныхавтономий в сфере
миграционной политики. Могли бы Вы пояснить более подробно?


— Еще в 2014 году были внесены изменения в законодательство, в соответствии с которыми социальные и культурные адаптация и интеграция мигрантов были включены в перечень
социально ориентированных видов деятельности. Было установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку
социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими, в том числе, таких видов деятельности, как социальные и культурные адаптация и
интеграция мигрантов. Национально-культурные автономии как некоммерческие организации реализуют проекты в сфере адаптации и интеграции иностранных граждан. Опыт
подобной работы необходимо систематизировать и расширять. К сожалению, успеха на таком непростом направлении вряд ли возможно добиться без координирующего работу органа
исполнительной власти. В настоящее время в Правительстве Российской Федерации решается вопрос о наделении полномочиями в сфере адаптации и интеграции иностранных
граждан именно ФАДН.
Агентство же разрабатывает сегодня проект федерального закона о социальной и культурной адаптации иностранных граждан. Надеюсь, после этих шагов инициативы не только
НКА, но и всего общественного сектора будут намного более эффективными.

— В ноябре 2016 года в ходе заседания «круглого стола» Комитета по делам национальностей был затронут вопрос о подготовке профессиональных кадров в сфере
межнациональных отношений. На каком этапе находится решение данного вопроса сегодня? Удалось ли выстроить комплексную систему взаимодействия с вузами, если нет,
на какие вузы будет ориентир?


— Нельзя отрицать того, что квалифицированных специалистов в сфере межнациональных отношений по-прежнему не хватает. Задачу по их подготовке нам поставил Президент
России. И сейчас в МГУ открыт учебно-научный центр, который ведет обучение по программам повышения квалификации специалистов сферы межнациональных отношений.
Впрочем, только лишь этого недостаточно. В конце 2016 года Ученым советом МГУ имени М.В. Ломоносова была утверждена новая магистерская программа исторического
факультета «История диаспор и миграций». Как раз ее задача - подготовить высококлассных экспертов в области межэтнических и межконфессиональных отношений. Очень
бы хотелось, будем на этом настаивать, чтобы эта образовательная программа со временем переросла в отдельный институт. В любом случае мы не должны ждать, пока вопрос с
подготовкой и переподготовкой кадров для сферы межнациональных отношений решится сам собой на региональном или муниципальном уровнях. Должен сказать, что Комитет
существенно расширил и укрепил свою экспертную площадку. Произошло это, в том числе, за счет привлечения к экспертизе обсуждаемых законопроектов и мероприятий
государственной национальной политики представителей ведущих вузов и научных организаций страны. Достаточно сказать, что Комитетом привлечены Институт
этнологии и антропологии РАН, Институт социологии Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской
Федерации, РАНХиГС, МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО (Университет), МИД РФ и другие. Вопрос о развитии системы подготовки кадров для нашей профессиональной
сферы мы обсудим в самое ближайшее время.