Мой народ / Народы / Россия / Крым

9 легендарных отечественных фильмов, снятых в Крыму

27.11.2016



В советские времена на Ялтинскую киностудию приезжали поработать все съемочные группы Союза — от Средней Азии до Прибалтики, а также немцы, югославы и даже англичане и «прочие разные шведы»... до 40 групп в год! Но  главное для нас, что именно там Ассоль ждала свои Алые паруса, уходил на глубину Человек-амфибия и доводил нас до слёз Вождь краснокожих.

«Человек-амфибия»


1962 год. Режиссёры Геннадий Казанский, Владимир Чеботарёв

Крымские съёмки проходили в бухте Ласпи и на Карадаге. Первоначально рабочий вариант подводных съемок и подводные тренировки операторов проводили в Новом Свете, но в кадр они не попали. В бухте Ласпи Ихтиандр нырял, а всё, что с ним происходило под водой, снимали в питерском бассейне с поролоновыми водорослями и фанерными акулами. А вот «сухопутную» часть заграничного городка — дома и улицы — отсняли в Баку. Когда о предстоящей экранизации романа Беляева узнали американцы, в газете The New York Times даже была помещена статья, где над будущими создателями фильма откровенно потешались и предрекали им полный провал. В публикации отмечалось, что сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе.

«Водитель для Веры»


2004 год. Режиссёр Павел Чухрай

Снимали в самом Севастополе и его окрестностях: посёлке Алсу и посёлке Каче, а последние дни съёмок проходили в Москве, в штабе Московского военного округа и у Спасских ворот Кремля. Жилище для генерала разыскивали в течение нескольких месяцев. Продюсер Михаил Зильберман и Павел Чухрай объездили почти весь Крым в поисках дома. Просмотрели массу дач, пансионатов, домов отдыха. Нашёлся же дом в итоге совершенно случайно. Продюсеру и режиссёру посоветовали заглянуть в детский санаторий, который размещается в особняке позапрошлого века, бывшем здании революционного штаба крымских партизан.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»


1966 год. Режиссёр Леонид Гайдай

Основное место съёмок — Алушта и окрестности села Лучистое у массива Демерджи. Также съёмки проходили в окрестностях села Куйбышево в Бахчисарайском районе, участок старого шоссе Алушта — Верхняя Кутузовка, окрестности Ялты и Ай-Петри. Самое узнаваемое место — дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи. Это дерево имеет возраст около 600 лет (окружность ствола — 296 см) и росло раньше около средневекового греческого монастыря, располагавшегося в устье Долины Привидений. Недалеко от дерева находится пост лесников Алуштинского лесхоза, и есть табличка «Никулинский орех».

«10 негритят»


1987 год. Режиссёр Станислав Говорухин

Место действия в фильме выглядит стопроцентно убедительным скалистым островом с выстроенным на нём особняком. «В роли» особняка А.-Н. Оуэна выступили два знаменитых крымских строения: замок «Ласточкино гнездо» в Гаспре и Воронцовский дворец в Алупке. Оба эти здания расположены на высоких скалистых утёсах округлой формы, что позволило оператору Геннадию Энгстрему, снимая их с разных сторон, создать на экране полную иллюзию острова. Однако, когда на экране виден экстерьер особняка А.-Н. Оуэна, это не часть какого-либо из зданий, в которых проходили съёмки. Большинство зрителей считают, что под особняк было «загримировано» Ласточкино гнездо. Но это не так. Особняк — это декорация, выстроенная специально для съёмок. Причём выстроена она была не в натуральную величину, а в значительно уменьшенном масштабе. Эпизоды, в которых герои фильма поднимаются на остров по каменной лестнице, гуляют по острову, держась за её перила и ступая по её каменным ступеням, снимались на горе Кошка в Симеизе.

«Пираты XX века»


1979 год. Режиссёр Борис Дуров

Почти все съёмки проходили в Крыму. Азиатский порт, в котором на корабль «Нежин» грузят тонны опиума, — это грузовой порт Ялты. Первые шаги на пиратском острове советские моряки делают по Карадагу, в районе хребта Карагач — там, где сейчас проходит туристская «экологическая тропа». Бухта океанского острова, в которой стоял корабль пиратов, — это легкоу знаваемая «Голубая бухта» в Новом Свете (Судак). Примечательный профиль массива Караул-оба, ограничивающий бухту с запада, мелькает в фильме много раз. Дозорные пиратов сидели на новосветовском мысе Капчик, с этого же мыса прыгал Ерёменко на пиратский корабль, в его нишах укрывались советские моряки в свою первую ночь на острове… Грот в скале — это уже не Новый Свет. За натурой режиссёр поехал на другой конец Крыма — на мыс Тарханкут. Здесь, в урочище Атлеш, снимались кадры подводных погонь и проход для пиратского вельбота через огромный скальный грот. А вот лагерь туземцев, который оккупировали пираты и где держали в заложниках советских женщин, — снова восточный Крым. За бутафорскими пальмами и тростниковыми хижинами сначала трудно узнать Тихую бухту под Коктебелем. Но стоит в кадре предательски скользнуть очертаниям мыса Хамелеон, разделяющего Коктебельскую и Тихую бухты, как всё становится ясно. Ещё съёмки проходили под Севастополем и в Гурзуфе.

«Алые паруса»


1961 год. Режиссёр Александр Птушко

Снимали на крымском курорте Коктебель, где в своё время жил сам Александр Грин. Именно там построили декорации целого сказочного посёлка Каперны, в бухте которого и плавал корабль с алыми парусами и жила Ассоль. Сказочный город Лисс снимали в Ялте. Жители крымского побережья до сих пор об этом вспоминают: ведь во всех массовых сценах было занято местное население. Комбинированные съёмки велись в Баку. Там киношники инсценировали шторм, который потом накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борется с морской стихией.

«Дон Кихот»


1957 год. Режиссёр Евгений Шварц

Фильм снимался на яйле Ай-Петри, в Коктебеле и в районе посёлка Орджоникидзе. Поначалу руководство студии хотело снимать эпизоды в Армении, но потом от этой идеи отказались: Феодосия как нельзя лучше походила на знойную Ламанчу. Николай Черкасов вспоминал, как его возили на обед в Коктебель, в Дом творчества писателей. Не сняв грима, в рыцарских доспехах он возникал на кухне и неповторимым басом жалобно просил: «А не накормят ли здесь добрые странствующего рыцаря?». Отказов, разумеется, никогда не было.

«Вождь краснокожих»


1963 год. Режиссёр Леонид Гайдай

Снимали в Бахчисарайском районе, село Куйбышево. Сразу же под холмом, на улице Лесной, находилась съёмочная площадка — часть улицы, на которой по сценарию проживал Эбенезер Дорсет вместе со своим сыном-сорванцом, мальчишкой «лет десяти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого цвета, как обложка журнала, который покупаешь обычно в киоске, спеша на поезд». На улочке перед съёмками был сооружён длинный забор из широких горизонтальных досок. На одной из тумб сидела кошка. В неё Джонни Дорсет (Серёжа Тихонов) швырял обломками кирпичей. Юный актёр стоял спиной к штакетнику, за ним вдали видна гора Утюг (она частенько появлялась в кадре).

«Три плюс два»


1963 год. Режиссёр: Генрих Оганесян

Снимали в Крыму неподалёку от Судака, на территории завода шампанских вин в Новом Свете. Съёмочная группа жила во дворце князя Голицына, где располагались подвалы завода, поэтому шампанское для всей группы надолго стало основным напитком. В ноябре, когда похолодало, съёмки продолжились в Алуште. Однако, несмотря на несоответствующие погодные условия, актёрам приходилось заходить в купальниках в ледяное море.

Немного истории

1911 год — А. Ханжонков построил в  Крыму первую в Российской империи кинофабрику. И в том  же году в Ливадийском дворце для  императорской фамилии состоялся премьерный показ первого в  мире полнометражного игрового фильма «Оборона Севастополя».

1918 год — Иосиф Ермольев (автор знаменитой кинокартины «Отец Сергий») организовал здесь отделение Московской кинофабрики. С  большевиками он ужиться не смог, но  ялтинский опыт дал ему огромный вес в мировом кинематографе. А  отделение Московской кинофабрики стало Ялтинской киностудией.