Мой народ / Народы / Армения

Виртуоз большой скрипки

27.11.2016



6 июня 1903 года в тогдашнем Тифлисе родился Арам Ильич Хачатурян – мастер рубенсовского темперамента, как его называли современники. Он сумел в советскую эпоху сказать своё значительное и глубоко оригинальное слово в развитии современной музыки, завоевав широкое признание миллионов. Его фортепианный и скрипичный концерты, вторая симфония, балеты «Гаянэ» и «Спартак» прочно вошли в репертуар крупнейших исполнителей, оркестров и музыкальных театров во всём мире. Тем не менее, в 1948 году Хачатурян, как и два других наилучших композитора XX века – Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев, не миновал жесточайшей критики со стороны советской цензуры.

Внешне этот человек был очень заметным: выше среднего роста, с густой копной вьющихся волос, с выражением удивления в больших красивых глазах. На весь мир он прославился не благодаря своей яркой внешности, а благодаря своей знаменитой музыке.

Его мелодию «Танец с саблями» хотя бы раз в жизни довелось слышать каждому. «Непокорное и шумливое дитя» – так сам композитор называл пьесу, которую сочинил не по доброй воле, а по настоятельному требованию постановщика балета «Гаянэ». Сочинил буквально за один вечер. Отдавая балетмейстеру ноты, он в сердцах написал на них: «Чёрт возьми, в угоду балету».

Энергичный, порывистый, увлекающийся, бесконечно преданный любимому искусству – именно таким запомнили его друзья. Он был добрым и отзывчивым другом, мудрым учителем. Не в его характере было подчиняться чужой воле, приспосабливаться к требованиям моды в искусстве. Тут он становился жёстким и колючим, за это его недолюбливали советские чиновники. Звали этого человека – Арам Хачатурян.



Арам Хачатурян родился 6 июня 1903 года в селении Коджоры, недалеко от Тифлиса, в армянской семье переплётчика. Его мать была очень красивой женщиной, она любила петь народные армянские песни. Эти напевы глубоко запали в душу маленького Арама. Мальчик забирался на чердак дома и часами выстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазу. Однако о музыкальном образовании Арам тогда не мог и мечтать – отец семейства был практичным человеком, хотел, чтобы его младший сын пошёл в торговлю. Он отдал Арама в коммерческое училище. Мальчик учился прилежно, но всё время его неудержимо тянуло к музыке, и однажды он решил окончательно: торговля – это не для него.

Несмотря на рано появившиеся музыкальные способности, Арам Хачатурян впервые познакомился с нотной грамотой лишь в 18 лет. В 1921 году юноша по настоянию своего старшего брата Сурена приехал в Москву. Он поступил на физико-математический факультет МГУ и одновременно брал уроки игры на виолончели в знаменитой Гнесинке. Только спустя три года Хачатурян сделал окончательный выбор – только музыка. Вряд ли бы не имевшего даже элементарной подготовки Хачатуряна зачислили в музыкальный техникум, если бы Елена и Михаил Гнесины не распознали в юноше природного дарования.

Они поддержали молодого талантливого Арама. Музыкальное развитие Хачатуряна происходило необычайно быстро, за короткий срок он не только наверстал упущенное, но и стал одним из лучших учеников музыкального техникума. Как способный студент, он даже удостоился права давать свои ученические концерты в залах московской консерватории. Сегодня вход в Малый зал Московской консерватории украшает мраморная доска, на которой золотыми буквами выгравировано имя этого великого композитора.

Первыми известными сочинениями Арама стали пьесы «Вальс-каприс» и «Танец для скрипки и фортепиано». Вальс композитор написал под впечатлением капризного характера одной девушки, которой был увлечён в те годы. В 1935-м в зале Московской консерватории прозвучала первая симфония, представленная Хачатуряном как дипломная работа выпускника консерватории. Аудитория, пресса, коллеги и друзья отмечали большую художественную ценность нового сочинения, оригинальность и общественную значимость его содержания, богатство мелодий, щедрость гармонических и оркестровых красок и особенно яркий национальный колорит музыки.

В 1943 году была закончена вторая симфония Хачатуряна. В этом сочинении военных лет раскрылись новые, необычные стороны его творчества. Здесь ведомы и героика, и трагедия. Через год Хачатурян написал государственный гимн Армении, а в 45-м, к празднованию Дня Победы, появилась третья симфония Арама Ильича – «Победная».

Арам Ильич был страстным поклонником балетного искусства, балету он посвятил много времени, внимания и душевных сил. В 1939 году Хачатурян написал первый армянский балет «Счастье». Недостатки либретто вынудили переписать большую часть музыки, таким образом, композитор создал новый балет «Гаянэ». В декабре 56-го состоялась премьера второго балета Хачатуряна «Спартак». Над ним композитор работал долго и мучительно. Свои балеты Хачатурян стремился писать исходя из традиций и принципов русских классиков, трактовавших балет не как сборник различных танцев, а как драматургически цельное произведение. За постановку «Гаянэ» и «Спартака» брались многие балетмейстеры, нередко они грубо нарушали замысел композитора. Арам Ильич страшно переживал из-за этого непонимания, долго искал единомышленников. Общий язык композитор нашёл с Юрием Григоровичем, его постановка в Большом театре балета «Спартак» стала лучшим доказательством единства музыки и танца.



О своенравном характере Арама Ильича ходили легенды. Композитор никогда не шёл за кем-то, у него всегда было своё мнение, и если он с чем-то был не согласен, он об этом говорил прямо. Не сдал он своих нравственных позиций и в 1948 году, когда в Постановлении ЦК КПСС была решительно раскритикована деятельность и творчество многих советских композиторов, в их числе был и Арам Ильич.

И только через 10 лет, 28 мая 1958 года, несправедливая критика в адрес ряда видных советских композиторов была признана ошибочной. ЦК КПСС отменил собственное постановление от 10 февраля 1948 года, в котором Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и другие композиторы были обвинены в том, что разрабатывали антинародное формалистическое направление в музыке.

Хачатуряна всегда привлекала дирижёрская деятельность. В 1950 году он наконец становится за пульт и начинает сам дирижировать своими произведениями. Гастроли соответствовали темпераменту Хачатуряна, динамичности его натуры, жажде общения с людьми. Жизнь одаривала Арама Ильича массой интереснейших встреч: с королевой Бельгии Елизаветой и Папой Римским Иоанном XXIII, с Чарли Чаплиным, Софи Лорен и Эрнестом Хэмингуэем. Особенно примечательной и оригинальной стала встреча Хачатуряна с великим художником Сальвадором Дали, который отказывал во встрече даже президенту США, но сам, узнав о визите Арама Ильича в Италию, проявил инициативу увидеться с композитором. Аудиенция прошла совершенно неожиданным образом и вошла в историю как «Встреча двух титанов». Хачатурян объездил весь мир со своими концертами: Прага, Берлин, Вена, Париж, Рим, Брюссель, Лондон – это далеко не полный список городов, где выступал Арам Ильич. И везде его концерты проходили с неизменным успехом.

Он был овеян славой, любим слушателями, уважаем властями. Однако мало кто знал, что в конце жизни Хачатурян переживал тяжелейшую внутреннюю драму. В 70 лет, после долгой болезни, он жалуется: «Я вновь пытаюсь сочинять, я ищу новое, не хочу упустить старое: эмоциональность, мелодическое богатство – а это так трудно. Из-за этого я нервничаю, у меня плохое настроение, всё меня раздражает».

В начале 70-х Араму Хачатуряну ставят страшный диагноз – рак. Первая операция в 73-м прошла, как всем тогда показалось, успешно. Композитор чувствует себя намного лучше, продолжает вести активную творческую жизнь, много гастролирует. Однако в 76-м он вновь ложится в больницу с сильными болями. Вторая операция не принесла серьёзного облегчения. Все потеряли надежду, но Арам Ильич не сдавался. Он до последнего вздоха работал.

Умер Арам Ильич Хачатурян 1 мая 1978 года. Его похоронили в Армении, невероятно торжественно. Гроб привезли из Москвы, был страшный дождь, но на аэродроме, на ступеньках, пели хоры – как это бывает в греческих трагедиях. Это было совершенно невероятное зрелище. А на другой день после похорон вся дорога в Ереване от Оперного театра до кладбища была усыпана розами.

Арам Хачатурян – талантливейший композитор, произведения которого вошли в музыкальную классику XX века. Его имя пользуется широчайшей известностью, произведения исполняются по всему миру.

Такие люди, как Арам Ильич, отмеченные Божьей печатью яркого таланта, живут вне времени и пространства. Даже когда сама жизнь этого человека уже в прошлом.

Во время поездки во Францию ко мне прямо на улице подошёл француз арабского происхождения и, видимо, приняв меня за представительницу армянского народа, начал напевать мелодию «Танец с саблями». Я вежливо ответила, что я русская, на самом деле, но очень хорошо знакома с армянским искусством, музыкой и живописью. Он был приятно поражён, в ответ я посетовала, что сама не принадлежу к армянскому народу, но имею много друзей и подруг – армян. Настроение поднялось на весь день, а я точно поняла: если хочешь рассказать об Армении в любом уголке земного шара, просто начни напевать мелодию «Танец с саблями».