Мой народ / Спорт

Театр одного комментатора. Котэ Махарадзе

27.11.2016



автор: Анастасия Путинцева

Всегда интересно следить за цепью жизненных событий, которые приводят людей в ту сферу, где они становятся легендами. Великий спортивный комментатор Константин Иванович Махарадзе попал в комментаторскую кабинку в нужное время. Нужное и для него, и для спорта, и для страны.

В детстве Махарадзе занимался баскетболом, в составе Тбилисского «Динамо» стал чемпионом Грузии. Позднее Константин Иванович заслужил звание мастера спорта СССР по баскетболу. Кроме того, в 15 лет он окончил хореографическое училище, а после школы поступил в Тбилисский государственный театральный институт, который с успехом закончил в 1948 году. Спортивным комментатором Константин Махарадзе стал по чистой случайности. Произошло это в 1957 году, когда в Тбилиси приехали американские баскетболисты, а Эроси Манджгаладзе комментировать игру отказался из принципа: он делал репортажи только футбольных матчей. Он и предложил посадить в кабинку Константина Махарадзе, который к тому моменту уже более девятнадцати лет играл в театре Шота Руставели, а кроме того, имел баскетбольное прошлое. Махарадзе провёл репортаж, и дебют сочли удачным. Так в спортивном репортаже появился Котэ Махарадзе.

А после Котэ стал всесоюзным комментатором. Ему доверяли вести самые важные матчи, ибо считалось, что он приносит удачу советской команде.



В 1972 году комментатору пришлось вести олимпийский поединок по боксу. Смотреть бокс Махарадзе любил, но никогда раньше не комментировал. И вот он в рубке, начинается поединок, а в мыслях  — смятение. Котэ Махарадзе представляет соперников: «В левом углу  — Кескинен, в правом  — Нкуа Моту из Конго». Оба боксёра были в белых трусах, финн в синей майке, африканец  — в красной. А на черно-белых экранах эти цвета выглядели одинаково темными. Тогда Махарадзе начинает объяснять, что у одного из соперников 352-й номер, а у другого  — 172-й. Чтобы внести полную ясность, уточняет, что у финна одна белая полоска на боксёрках, а у Нкуа две. Следующую минуту комментатор посвящает рассказу о носках спортсменов. И только тут до него доходит, что есть значительно более заметное различие между спортсменами: один из них  — негр!



Сам Котэ признавался, что ревнует комментатора-Махарадзе к актеру-Махарадзе. И наоборот. Он выкладывался полностью и на сцене, и в комментаторской кабинке. Отдача всего себя любимому делу прославила Котэ, но она же его и погубила. Во время матча России с Грузией в 2002 году неожиданно погас свет, из-за чего трансляцию пришлось отменить. Котэ не пережил этого потрясения — у него случился инсульт.



Для воина величайшим успехом было погибнуть на поле боя. Котэ Махарадзе, как великого комментатора, удар настиг во время репортажа на поле футбольном. O Fortuna!



Котэ Махарадзе никогда не писал наброски перед репортажами, каждое его слово в эфире было импровизацией. Возможно, благодаря этому, а также превосходному чувству юмора, он подарил слушателям огромное количество курьёзных, забавных и неожиданных комментариев. Вспомним некоторые из них

Боковой арбитр принимает красивые позы. Возможно, он раньше занимался балетом

До начала матча — пять минут, счет по-прежнему 0:0

Арбитр делает предупреждение: не надо забирать мяч у колумбийцев, они тоже хотят поиграть.

Как бы нашим сегодня не посрамиться. САМ ПРЕЗИДЕНТ ЗИМБАБВЕ НА ТРИБУНЕ!

И вот с мячом Олег Блохин… Удар, ГОООЛ!!! Но, к сожалению, мяч попал в штангу, было вне игры, да и вообще мне помощники подсказывают, что это был не Блохин.