Мой народ / Спорт
«Советская мечта» Сида
27.11.2016
Сидней Джаксон
автор: Павел Рябов
Когда Сиднею Джаксону вручали только что введённое звание «Заслуженный тренер СССР», председатель наградной комиссии сказал: «Вас в подготовке научных кадров можно сравнить, наверное, с академиком Ландау». Ведь среди воспитанников «дедушки Сида» — профессор математики, пять докторов и тридцать кандидатов наук.
Как и многих других иностранцев, его из-за океана в нашу страну тогда забросил стремительный водоворот революции. Он стал не единственным американцем, оказавшимся в Узбекистане и связавшим свою жизнь с Ташкентом — наверное, поэтому многие, читая о нём в газетах, говорили: «А, это тот негр…» Но это лишь одна из множества легенд, которые ходили о нём ещё при его жизни.
ДАЛЕКО ОТ «АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ»
Был он белым человеком, но детство и юность бедного еврейского эмигранта в Нью-Йорке мало напоминали «американскую мечту». Его отец погиб из-за аварии на заводе, и Сидней, чтобы прокормить семью, сам пошёл работать на швейную фабрику. Хотя потом жизнь его пошла по другому пути, он всегда любил говорить: «Что в детстве забава, то в старости кусок хлеба».
Далеко не богатырского телосложения, Сидней, тем не менее, никогда не терпел оскорблений и не давал себя в обиду — характер воспитывали нью-йоркские улицы. Наверное, потому он и начал заниматься боксом, сначала как любитель, а потом и профессионально.
Чемпион Америки в легком весе Сидней Джаксон, 1912 год
Чтобы заработать денег на начинающем боксёре, менеджеры решили сначала устроить ряд показательных турниров с его участием в Европе. Так Сидней Лео Джаксон летом 1914 года оказался в Санкт-Петербурге. В России в те времена английский кулачный бой, как называли тогда бокс, только входил в моду, и посмотреть выступления спортсменов приходило много разного народа. Казалось, карьера боксера Джаксона начинается успешно. Но помешала мировая война.
ЧЕРЕЗ ОКЕАН — И НА ВСЮ ЖИЗНЬ
В последующие четыре года миллионы людей уничтожали друг друга со зверством, невиданным дотоле, и результатом того было потрясение основ привычного мира. Но это будет потом, а пока американский боксер, не понимающий ни слова по-русски и не имеющий никаких связей в России, изо всех сил пытался добраться домой.
После многих дней мытарств он смог понять следующее: путь в США через Атлантический океан закрыт. Вот так Сидней Джаксон с рекомендательным письмом из американского посольства оказался в Ташкенте. В консульстве посоветовали написать письмо домой, чтобы родные прислали денег на обратный путь. Сидней так и сделал, хотя, наверняка, в душе и не надеялся на какой-то ответ — он знал, что мать бедствует и ей неоткуда взять денег. Тем временем он устроился на местную швейную фабрику и одновременно стал учить русский язык, а в свободное время обучал боксу всех желающих и устраивал показательные бои по спортивным правилам.
Почему так вышло, что американский боксёр стал бойцом конной армии, с шашкой в руках защищавшим молодую Советскую республику? Тогда это было само собой разумеющееся: раз власть пролетарская (то есть рабочая), значит, они и должны её защищать. А уж какой они национальности — это совершенно не имеет значения. Но и теперь многие, знавшие Сиднея Джаксона лично, считают, что в своём желании быть на стороне новой власти он был совершенно искренен. И всегда к его седлу были приторочены боксёрские перчатки, и на каждом привале он проводил показательные тренировки, вызывая живой интерес однополчан к неизвестному спорту.
Когда гражданская война в России закончилась, Сидней Львович — так его называли теперь — сделал свой окончательный выбор. Он запечатал свой американский паспорт в конверт и отправил его по почте в посольство США.
ГЛАВНЫЙ УЧИТЕЛЬ «УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЫ»
Люди по поводу бокса обычно высказывают два противоположных мнения. Почему так происходит, в своё время показала советская музыкальная кинокомедия «Первая перчатка». По сюжету мать боксера из интеллигентной семьи спорит с тренером: дама считает этот спорт обычным мордобоем, а тренер — настоящим искусством. Как убеждаются в итоге зрители, тренер полностью прав. Одним из тех, кто повлиял на такое отношение к боксу, несомненно, был Сидней Джаксон.
Сидней Джаксон с военным комендантом Ташкента Якименко, 1922 год
В самом начале 20-х в молодой Стране Советов самых обычных вещей либо не хватает, либо просто нет. Инструктор Всеобуча по спорту Джаксон не стал ждать манны небесной, а изготовил спортинвентарь своими руками вместе со своими учениками. Конский волос он попросил на скотобойне, кожу и суровые нитки — на обувной фабрике. По чертежам сколотили и собрали настоящий боксёрский ринг, которого тогда не было даже в Москве. При этом он успевал тренировать не только спортсменов-боксёров по методике американских профессионалов, но и знакомил с такими экзотическими для тех мест видами спорта, как теннис и баскетбол.
Тренер Туркестанской команды «Фортуна» по боксу, С. Джаксон с воспитанниками. Ташкент, 1925 год
Популярность бокса в Узбекистане росла стремительно, в разных городах республики открывались новые спортивные секции. Уже в 1921 году на Второй Среднеазиатской Олимпиаде были проведены первые показательные боксёрские бои. Когда через два года в Москве состоялся турнир по боксу, организованный обществом «Динамо», узбекские спортсмены бились на ринге на равных со своими столичными соперниками, а в снаряжении ничем не уступали москвичам.
Тренер Туркестанской команды «Фортуна» по боксу, С. Джаксон с воспитанниками
В последующие годы, благодаря усилиям Сиднея Львовича и другим тренерам, появилась узбекская школа бокса, уважаемая спортсменами во всем мире. Не один будущий чемпион страны, мира и Олимпийских игр начинал свой путь в секции «дедушки Сида», который привил им любовь к этому виду спорта.
Сидней Джаксон и сборная Узбекистана по боксу, 1952 год
Почти полвека в Узбекистане ежегодно проводится боксёрский турнир памяти Сиднея Джаксона, теперь он получил уже международный статус. И многие годы турнир с таким же названием проходит в Иерусалиме. Его учредили видные израильские тренеры — ученики Джаксона.
Писатель Г. Свиридов подписывает свою книгу С. Джаксону. Рядом — сын писателя Юра. Москва, Лужники, 1955 год
ТАЙНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ БОКСЕРА
Как вспоминает сегодня Эли Люксембург, воспитанник Джаксона, а теперь сам израильский тренер по боксу, семья Сиднея Львовича жила обычным средним советским достатком. Не богатая, но всего хватало. Однако было у боксёра — тренера тайное хобби: он шил шикарные женские пальто на заказ. Шил не для подработки, а просто для души. Заказы он брал только от самых известных и богатых дам тогдашнего Ташкента, которые считали, что иметь такого портного — престижно. Но что забавно, ни одна из клиенток, приходивших на примерку к этому маленькому и худенькому старичку, не знала, что он профессиональный боксёр.
Г. Свиридов и Джаксон в судейской коллегии турнира по боксу
Факты о воспитанниках Сиднея Джаксона
Руфат Рискиев начинал тренироваться у Сидней Джаксона. Становился чемпионом СССР по боксу во втором среднем весе в 1972 и 1974 — 1976 годов. Чемпион мира по боксу 1974 года. В 1976 году на Олимпийских играх в Монреале стал серебряным призёром. По окончании спортивной карьеры снимался в кино. Известен по роли в фильме «На ринг вызывается…».
Ташкентец Андрей Борзенко, стал прототипом главного героя кинофильма книги и фильма «Ринг за колючей проволокой». Во время войны он попал в плен, содержался в концлагере Бухенвальд. Представляя негласную команду заключённых концлагеря, дрался на ринге с немецкими надсмотрщиками. В плену лишился ноги. После войны продолжал выступать на боксёрском ринге, стал известным хирургом.
Мика Меш, Владимир Карпов, Николай Монин и Алексей Марченко, участвуя в Великой Отечественной войне, удостоились звания Героев Советского Союза.
Валерий Попенченко (1937 — 1975), «человек-нокаут», как его звали иностранные газетчики. Семикратный чемпион СССР, двукратный чемпион Европы, чемпион Олимпийский игр 1964 года в Токио. Своими главными спортивными успехами Валерий Попенченко обязан своему ленинградскому тренеру Григорию Кусикъянцу. Но когда Валерий был воспитанником ташкентского суворовского училища, то ходил в детскую секцию бокса, которой руководил Сидней Джаксон, здесь юноша получил главные боксёрские навыки и полюбил этот спорт.
Георгий Свиридов, из семьи репрессированного донского казака. Был неоднократным призёром первенства Узбекской ССР. Стал чемпионом Средней Азии в лёгком весе в 1948 году. Первый президент Федерации бокса СССР, в 1961 — 1986 годах. Классик военно-приключенческой литературы, автор двух десятков широко известных и наиболее читаемых романов в нашей стране и за рубежом, в том числе посвящённых Сиднею Джаксону: «Джаксон остаётся в России» и «Ринг за колючей проволокой».
Владимир Карпов (1922 — 2010), будучи курсантом, в апреле 1941 года по доносу был репрессирован. Воевал в штрафбате пять месяцев. Участвовал в захвате 79 «языков». В 1944 году удостоен звания Герой Советского Союза. Известный писатель, автор романов на военно-историческую тематику. В 1986-1991 был первым секретарем Союза писателей СССР. Почетный гражданин Ташкента, Смоленска и Ржева.