Мой народ / Народы / Грузия

На одной параллели

26.11.2016



автор: Ада Бернатоните, киновед

Начнем с того, что за свою очень долгую жизнь в кинематографе Георгий Данелия снял немногим более десятка фильмов. Первая полнометражка появилась в 1960 году («Сережа»), затем с 2000 года он и вовсе не брал в руки камеру, а в 2012-м снял ремейк своего, пожалуй, самого знаменитого фильма «Кин-дза-дза».

Мультфильм «Ку! Кин-дза-дза», явление уникальное на беспредельное количество процентов, несмотря на то, что его стало модно ругать и говорить о творческой ущербности его авторов. Данелия никогда не делал мультипликационное кино, а в 80 лет попробовал — и получилось. Уровень самоиронии у режиссера всегда был чрезвычайно высок. Достаточно вспомнить деревенский хор ветеранов в фильме «Тридцать три», исполнявший песню «Я шагаю по Москве» в русском народном стиле. В последнем творении есть все: и прощание с самим собой, и попытка осознать свое творчество в контексте времени («Кин-дза-дза») был последним фильмом, который снял Данелия в Советском Союзе), и высмеивание современных мультклише. Однако, автор только в крайних случаях отступает от сюжета, который зритель знает практически наизусть.

Данелия создал очень мало фильмов, но зато каких! Среди них «Мимино» и «Афоня», а самое, пожалуй, главное — «Осенний марафон». Также он был соавтором сценария к фильму «Джентльмены удачи», и получается, что без его творчества советского кино просто не состоялось бы, или во всяком случае зритель остался бы без родных, возможно даже надоевших фильмов, без которых и сам зритель был бы другим. Он придумал нового героя. Похожий, пожалуй, был только у Шукшина, но Василий Макарович основной акцент делал на его русскости. Данелию же интересовала универсальность его героев и вместе с тем их неповторимость. Данелиевские чудаки безмерно добры и мудры, но абсолютно несостоятельны в решении житейских проблем, и если эти неприятности все-таки каким-то образом решаются, то чаще всего либо сами собой, либо благодаря чему-то. Они живут в выдуманном мире, где уютно и хорошо, и их воображение готово играть с реальностью до бесконечности. Но в один момент наступает предел, когда чудак решается на поступки, потому что запутался – и тогда он оказывается в ситуации выбора между женой и любовницей («Осенний марафон»), или неведомая сила относит его на странную планету («Кин-дза-дза), где он опять вынужден выбирать между послушанием и бунтом, между иллюзорным чувством и искренним, как в «Афоне», между тем, чтобы остаться на родной земле или поехать в город и там найти то ли мечту, то ли проблемы на свою нерадивую шею («Мимино»).



Они странные. Они не от мира сего. А потому они летают, плавают и даже телепортируются, и ходить они не умеют: либо бегают, либо бродят без цели, с готовностью пройти и океан, и тундру, и тайгу. Они думают о вечности и даже задаются вопросом о Боге. Почти невероятно, но это так. Через все фильмы Данелии проходит вопрос о божественной природе мироздания, и о наличии у человека чего-то странного внутри, что заставляет его отличаться от других. Пятнадцатилетний чудик матрос Метелкин отправляется в свой очередной рейс с Библией, и ситуация складывается таким образом: смерть грозит всем, книга теряется, и бедняга сетует, что мама ругаться будет («Путь к причалу»). Клясться, божиться, рефлексировать о тайне мироздания и вовсе естественно для данелиевских чудаков.

А еще они умеют плакать, не стесняясь и навзрыд, или тихо, но крупным планом, а Данелия наблюдает внимательно за своим героем, проверяя его на человечность, и неважно, сколько ему лет и какого он пола, каждый должен уметь плакать, только через слезы происходит очищение и внутренний рост. Неслучайно один из фильмов называется «Слезы капали». Картина о добром человеке, который стал злым, потому что разучился плакать. При личном разговоре С Данелией Федерико Феллини сказал, что грустит о том, что этот фильм снят не им. Данелия создает свой особый мир, грустный и смешной одновременно, и чем громче ты смеешься, тем сильнее будешь плакать, поскольку в мире этого режиссера слезы и смех существуют в тесном единстве, как, впрочем, и в реальности. Жанровую природу данелиевских картин определяют как трагикомедию, но это понятие не отражает внутреннюю их сущность. Грустная комедия или смешная трагедия – вот, что будет более точно отражать их специфику. Учитывая, что Георгий Данелия по первому образованию архитектор, он выстраивает свои фильмы, будто возводит этажи жилого дома: повторяющиеся из фильма в фильм мотивы, как геометрически выверенные лестничные пролеты, а любимые актеры (из очень известных — это практически всегда Леонов) как фундамент.

Данелия родился в Тбилиси. Но с раннего детства жил в Москве. Однако он сумел сохранить внутри себя и культуру, и язык своего народа. Действия своих фильмов он только два раза переносит на грузинскую землю — «Не горюй» и «Мимино» — в обоих случаях главную роль исполняет Вахтанг Кикабидзе. Лишь однажды на роль грузина ему пришлось взять француза и отказаться от участия в проекте обожаемого Бубы, на этом настояли спонсоры. Речь идет о фильме «Паспорт»: Мераб Папашвили (Жерар Дармон, его наш зритель точно знает по фильму «Астерикс и Обеликс : Миссия Клеопатра», где он играет злодея Амонбофиса) по ошибке он прилетает в Израиль, затем всеми возможными способами пытается вернуться домой, и, как всегда, его ожидает череда грустных и смешных приключений. Фильм снят в 1990 году, он отражает как развал страны, так и изменения в целом на политической карте мира.

В фильмах Данелии русские и грузины выглядят будто родные, с соседней улицы. В фильме «Не горюй» грузинку играет Анастасия Вертинская, а Сергей Филиппов там же деревенского парикмахера из грузинской глубинки. Фильм рассказывает о благородном человеке с широкой душой, готовом помогать людям, его играет Вахтанг Кикабидзе. Все его считают никчемным, и он отправляется на поиски себя. Этакий герой русских сказок, который идет неведомо куда, не зная, что ищет. И не находит ни любви, ни богатства, а только друзей, что, собственно, и есть самое главное. Оставаясь бессребреником, раздаривать себя всем без исключений и правил. Замечательная сцена есть в этом фильме, уникальная по сути своей, отражающая специфику грузинского характера и отношения к жизни. Леван Цинцадзе (его играет Серго Закаридзе) после смерти дочери решает умереть сам, в последнее воскресенье своей жизни он созывает гостей и устраивает ролевую игру – репетицию похорон. Пафосные речи быстро себя исчерпывают, а потом начинает литься вино, играть музыка, у всех из глаз текут слезы, но они поют, пьют и веселятся, как при жизни еще не ушедшего в мир иной столь любимого всеми покойного.



Очень по-грузински и чрезвычайно жизнеутверждающе – плакать, но продолжать веселье, а значит, жить.

Данелия – мастер простых и жизненных парадоксов: либо мир делится на дураков и рвачей, либо на добрых и бесхитростных. Третьего не дано. В характерах его героев практически нет оттенков, они носители определенного качества – смешные, скандальные, бесхитростные или даже бесчеловечно отвратительные. «Чужим» людям он такие роли доверить не мог, мерзких персонажей должны играть «светлые» актеры, чтобы зрителю не было столь уж мерзко. Каждый фильм Георгия Данелии – это признание в любви жизни и безмерная благодарность к зрителю за безусловное понимание и принятие его творчества.


1960
Серёжа
Снят по повести В. Пановой, в главных ролях С. Бондарчук и И. Скобцева. В этом фильме они играют мужа и жену, и в реальной жизни они таковыми стали, после выхода этой картины, которая, кстати, стала лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран» в 1961 году. Фраза «Дядя Петя, ты дурак!» стала крылатой.



1963
Я шагаю по Москве
Именно с этого фильма Данелия внесет в свое творчество прием камео (появление режиссера в маленькой роли). Здесь он чистильщик обуви.



1965
Тридцать три
С целью избежать обвинений в сатире на советский строй, авторы фильма после заголовка поставили надпись «Ненаучная фантастика». Уже с этого фильма в творчестве Данелии прослеживается линия самоиронии: хор ветеранов в стиле русской народной песни и стариком в роли солиста исполняет песню «Я шагаю по Москве».



1973
Совсем пропащий
По мнению американских критиков, это лучшая экранизация Марка Твена, «Приключений Гекельберри Финна» в частности. Выход фильма совпал с дружественным визитом генсека Брежнева в Америку. Исполнителя роли беглого негра Джимма нашли в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Актера из капиталистической Нигерии забраковало руководство студии, и тогда съемочная группа придумала актеру родителей-коммунистов.



1975
Афоня
Первоначально роль Афони должен был сыграть Борислав Брондуков, в итоге он предстает в фильме в образе алкаша Федулы – событульника Афони, который постоянно требует с него деньги на выпивку. Брондуков так вжился в роль, что охрана гостиницы, где съемочная группа остановилась, отказывалась его туда пускать. Интересно, что на роль Афони мог быть утвержден Владимир Высоцкий. В фильме состоялся музыкальный дебют группы «Машина времени».



1977
Мимино
Мало кто знает, что при монтаже из фильма «Мимино» по требованию цензуры была вырезана одна сцена: герои Вахтанга Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна поднимаются в номер, в лифте с ними едут два японца. Увидев грозных кавказцев, жители Страны восходящего солнца говорят друг другу: «Эти русские так похожи друг на друга». Фрунзик наклоняется и спрашивает японца: «Хай эс?» («Армянин?»). Японец, испугавшись, заговорил на армянском языке: «Чэ, цапонаци» («Нет, японец»).



1982
Слёзы капали
Феллини называет этот фильм лучшим из снятых Данелией. Незадолго до съемок покончил жизнь самоубийством поэт и сценарист Геннадий Шпаликов, он был близким другом Данелии, и в фильме звучит песня «Друзей теряют только раз» на стихи Шпаликова и в исполнении Данелии.



1986
Кин-дза-дза
Все было гораздо смешнее – в первоначальном варианте Скрипач вез чачу, и герои перепили, а потому и заблудились в галактике, но развернувшаяся антиалкогольная пропаганда вынудила заменить чачу на уксус. Данелия очень ценил как актера Б. Брондукова и написал специально под него роль, которая в итоге была вообще убрана из фильма, потому что в это время актер перенес первый инсульт. Фильм почти готов, и тут к власти приходит Черненко с инициалами КУ, авторы фильма переполошились и стали искать замену, пока искали, Черненко скончался. С этим КУ связан еще один забавный факт – на португальском это практически грязное ругательство, а в 1987 году комедия получила специальный приз «За изобразительную концепцию» на фестивале в Рио-де-Жанейро. Один американский режиссер увидел фильм и попросил Данелию помочь ему со спецэффектами, на что режиссер ответил, что никаких спецэффектов нет, а есть только гравицаппа, специально выделенная для съемок Министерством обороны, в итоге Данелия порекомендовал американцу обратиться за помощью в создании спецэффектов в наше Министерство обороны.



2012
Ку! Кин-дза-дза