Мой народ / Священная война

3 Героя Советского Союза

31.03.2016



Туйчи Эрджигитов

Автоматчик 1064-го стрелкового полка 281-й стрелковой дивизии 54-й армии Волховского фронта, красноармеец, Герой Советского Союза

Среди предвосхитивших и повторивших подвиг Александра Матросова — люди разных национальностей. Есть среди них и таджик Туйчи Эрджигитов. В мирное время он был пастухом в своём родном кишлаке, потом строил Большой Ферганский канал. Воевал с лета 1942 года, был пулемётчиком и погиб при штурме небольшого села Смердыня в Ленинградской области.

Бой начался на рассвете 5 октября 1943 года. Штурмовой группе, в которой находился Туйчи Эрджигитов, была поставлена задача стремительным броском перекрыть 800-метровый участок открытого, пристрелянного немцами поля и закрепиться на подступах к деревне Смердыня.

Эрджигитов бежал вместе с товарищами по израненному воронками полю. Немецкие пулемёты яростно строчили, заставляя группы то и дело залегать. Левый фланг был особенно уязвим: по нему бил крупнокалиберный пулемёт. Именно здесь атаковали бойцы Эрджигитова. С небольшого холма за советскими воинами наблюдал своими чёрными бойницами дзот со стальным колпаком сверху. Не брали его наши снаряды.



Бойцы, прижатые свинцовым ливнем, слились с землёй. Не было никакой возможности поднять голову, даже пошевелить рукой, державшей автомат. Враг уже затевал контратаку. И тогда Туйчи Эрджигитов поднялся во весь рост. С криком «Ура!» он бросился к дзоту. За ним рванулись его боевые друзья Александр Снопко и Сергей Меликулов. Но все трое, тут же раненные, упали на землю: зловещий глаз немецкого дзота был начеку. «Любой ценой уничтожить дзот», - последовала по цепочке команда. Медлить было нельзя. И тут непонятная сила оторвала Эрджигитова от земли, он рванулся к дзоту и упал на амбразуру. Длинная очередь прошила его грудь. Пулемёт захлебнулся. Туйчи уже не слышал, какое громкое солдатское «Ура!» разорвало воздух, не видел, как десятки бойцов бросились вперёд, обходя огневую точку.

Деревня Смердыня была освобождена. Друзья-однополчане бережно пронесли в последний раз перед полковым знаменем пулемётчика Эрджигитова и с воинскими почестями похоронили его на окраине. В настоящее время могила Туйчи Эрджигитова находится в посёлке Локотня.



Батор (Баатр) Манджиевич Басанов

Командир стрелкового отделения 93-го гвардейского стрелкового полка 29-й гвардейской стрелковой дивизии 10-й гвардейской армии 2-го Прибалтийского фронта, гвардии старший сержант, Герой Советского Союза.

Родился 5 мая 1911 года в селе Шин-Мер Малодербетовского улуса Калмыцкой АССР. Был родом из багшин-шебенер. В 17 лет впервые сел за школьную парту. Окончил совпартшколу в Астрахани, после чего его избирают председателем сельсовета Тебектенеровского сельского совета Сталинградской области. На этой должности он остаётся до ухода на фронт.

На фронтах Великой Отечественной войны — с 1941 года, был трижды ранен. После госпиталя был направлен в город Кунгур в лыжную школу. Затем он попал в 7-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которой командовал генерал Москалик. В 1943 году дивизия вела тяжёлые наступательные бои у Старой Руссы. А летом 1944 года гвардии старший сержант Басанов, действуя со своим отделением в составе роты головной походной заставы, первым ворвался в опорный пункт с. Духново, где размещался штаб 42-го пехотного полка 19-й латышской дивизии СС. Отделение оказалось в окружении противника отрезанным от всей роты, но бойцы мужественно сражались с врагом, несмотря на ограниченные боеприпасы. Когда рота пробилась к опорному пункту с. Духново, Басанов бросился к зданию штаба 42-го пехотного полка СС, забросал его гранатами, ворвался в дом, уничтожил трёх офицеров, захватил полковое знамя и документы противника. Тем временем рота полностью ворвалась в село.



Отделение Басанова продолжало преследовать отступавшую группу противника, но встретило сильный артиллерийский обстрел. Искусно маневрируя, старший сержант сумел пробраться со своими бойцами к артиллерийским огневым позициям немцев и атаковать их. При этом был захвачен полностью экипаж самоходной пушки, уничтожены расчёты четырёх орудий. Продолжая преследовать врага, отделение Басанова наткнулось на командный пункт, где находилось свыше 20 немецких офицеров, с которыми горсточка храбрецов завязала бой. 12 немецких офицеров были убиты, а остальные взяты в плен. В этом бою Басанов очередью из автомата был тяжело ранен, но не прекращал вести огонь по врагу и командовать отделением.

После окончания войны он был направлен в одну из западных областей Украины, где принял участие в освободительных боях. Через год возвратился в свою часть. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за проявленные геройство, отвагу и мужество в борьбе с немецкими захватчиками Батору Манджиевичу Басанову присвоено звание Героя Советского Союза.

Батор Басанов оставался в армии до 1959 года. Демобилизовавшись по состоянию здоровья, он приехал на родину в Калмыкию и последние годы работал директором кинотеатра «Родина». Его труд был отмечен почётным званием «Заслуженный работник культуры Калмыцкой АССР».

Умер в августе 1982 года. Указом Президента Республики Калмыкия от 30 сентября 1997 года Шин-Мерской средней школе присвоено имя Героя Советского Союза Б.М. Басанова.



Кузьмин Матвей Кузьмич

Крестьянин-единоличник; самый старший по возрасту Герой Советского Союза.

О подвиге Ивана Сусанина знают даже не обременённые знаниями современные школьники. А вот о том, что этот подвиг был повторён во время Великой Отечественной, знают даже не все военные историки. Между тем именно такой подвиг имел место в феврале 1942 года. С 1858 года в деревне Куракино, ныне расположенной на юго-востоке Великолукского района Псковской области, жил крестьянин-единоличник Матвей Кузьмич Кузьмин. Фамилию, данную ему по имени отца, он получил лишь в 74-летнем возрасте во время всеобщей паспортизации. В деревне же его звали просто Кузьмич. Женился Матвей Кузьмич дважды: первая жена, батрачка из деревни Еремеево Наталья, умерла в ранней молодости. Вторая жена – Ефросинья Ивановна, урождённая Шабанова, происходила родом из деревни Трощенка.


Пропагандистский плакат, посвящённый подвигу Кузьмича, 1942 год

У Кузьмича было восемь детей: двое от первого брака и шестеро — от второго. Многие в его семье были долгожителями, а старшая дочь Екатерина прожила 111 лет. До сих пор жива младшая дочь Лидия, родившаяся в 1918 году.

Когда в деревню Куракино пришли оккупанты, Матвею Кузьмичу было уже 83 года. В доме Кузьмича поселился комендант волости, выгнавший семью крестьянина в сарай. В феврале 1942 года наши войска вели зимнее наступление. После завершения Торопецко-Холмской операции части советской 3-й ударной армии генерал-лейтенанта Пуркаева, продвинувшейся в ходе наступления на 250 км, к 6 февраля заняли оборонительные позиции в 6 км восточнее деревни Куракино. Выбить их с этих позиций должны были баварские горные егеря, специально переброшенные под Великие Луки из группы армий «Юг».


Матвей Кузьмич Кузьмин в 83 года

Немцы намеревались перерезать тыловые коммуникации наших войск с тем, чтобы нарушить их снабжение, вынудить оставить позиции и разблокировать перерезанную нами незадолго до этого железную дорогу Великие Луки – Ржев на участке от Старой Торопы до Западной Двины.

В ночь на 14 февраля в сарай к Кузьмичу явился командир немецкого батальона майор Хольц и потребовал от него скрытно подвести батальон к советским позициям, пообещав за это денег, муки, керосина, а также охотничье ружьё марки Зауэр «Три кольца». Кузьмин для виду дал согласие, а сам послал к нашим 11-летнего внука Василия, чтобы тот предупредил советские войска, и назначил им место для засады у деревни Малкино.

Бойцы 31-й отдельной курсантской стрелковой бригады не только не послали мальца по известному адресу, а проводили его к самому командиру бригады полковнику Горбунову.

Полковник внимательно выслушал пацана и приказал сделать именно так, как задумал дед. Сам же Кузьмич долго водил немцев окольной дорогой и, наконец, на рассвете вывел к деревне Малкино, где уже занял позицию 2-й батальон бригады. Немецкий батальон, попав в засаду, в беспорядке отступил, потеряв полсотни убитыми и 20 пленными. Общие же потери батальона составили 256 человек. Часть из них – это заблудившиеся и замёрзшие на обратном пути. Самого же Матвея Кузьмина успел застрелить майор Хольц, прежде чем его настигла пуля нашего курсанта-снайпера. Затея немцев полностью провалилась. Они так и не нашли слабых мест в нашей обороне, и железная дорога так и осталась перерезанной.


Памятник Матвею Кузьмину на станции метро Партизанская (Москва)

О подвиге Кузьмина рассказал в «Правде» писатель Борис Полевой, 24 февраля 1942 года об этом подвиге сообщило советское Информбюро. Для фронта были выпущены специальные листовки, в газетах и журналах о Кузьмине печатались очерки и рассказы. 9 мая 1965 года, в день празднования 20-й годовщины Победы, Матвею Кузьмичу Кузьмину было присвоено звание Героя Советского Союза. Таким образом, он стал самым старым из тех, кому было присвоено это звание. В городе Великие Луки именем Героя Советского Союза Матвея Кузьмина названы школа и улица. А уже в постсоветские времена к тому самому внуку Василию приехал из Мюнхена сын майора Хольца, интересовавшийся военными подвигами отца. Немца погнали со двора поганой метлой.

Подвиг Матвея Кузьмина не был единственным в своём роде. Так, ещё в ноябре 1941 года партизанский связной Покиньборода, схваченный по доносу предателя, завёл гитлеровский отряд в лесные болота урочища Орешня и был расстрелян. 5 декабря 1941 г. такой же подвиг совершил житель деревни Мухарёво Псковской области Михаил Семёнов. Лесник Савелий Угольников завёл немцев на минное поле под огонь партизан. А в соседней с Куракино деревне в те же дни Никита Александрович Александров завёл такой же немецкий отряд далеко в лес. Немцы заблудились и замёрзли. Из 300 человек к своим вышли лишь девять фрицев.