Мой народ / Народы / Армения

Каменная летопись

26.11.2016



автор: Аксинья Попова

По всей Армении можно увидеть громадные каменные изваяния с изображением крестов. Это хачкары, «крест-камни». Каменные плиты, точно страницы древней рукописи, рассказывают истории любви и побед, предательства и верности.

Армения издревле славилась своими камнерезами, еще до нашей эры создавались вишапы — каменные глыбы, служившие пограничными столбами и мемориальными памятниками. После принятия христианства в 301 году древнее мастерство соединилось с верой, и родилось новое искусство — создание хачкаров. Георгий-просветитель путешествовал по Армении, проповедуя Евангелие, и устанавливал деревянные кресты на месте языческих идолов и мест жертвоприношений.

Постепенно дерево сменилось прочным камнем. В современном мире самым большим скоплением крест-камней является кладбище Норадуз, где большая часть хачкаров была создана в 13—17 веках, а самый древний — в 5 веке. Однажды эти памятники, поставленные в честь павших воинов, помогли выиграть бой живым.

Шла война, и армянский царь Гегам оплакивал на кладбище смерть своего верного воеводы. Царь пришел почтить память мертвых лишь с безоружными крестьянами да небольшой охраной.

К вечеру царь Гегам узнал, что надвигается на него вражеское войско. Как спасти людей, как спастись самому? Выбор был невелик: либо отступить под покровом ночи, либо вступить в неравный бой. Но мудрый царь спас людей хитростью: он приказал воинам снять свои доспехи, и облачить в них хачкары. А сам, вместе с небольшим отрядом, встал перед каменными плитами. Подлость захватчиков обернулась против них: в сгущающихся сумерках не было видно лиц.

Но было видно, что на холме стоят всадники во главе с царем Гегамом, а за их спинами — могучие фигуры пеших воинов, и так до горизонта.

Враги решили, что не справятся со столь многочисленной армией, и обратились в бегство. Так павшие армянские воины спасли живых.

Мастер, создающий хачкары, называется варпетом. Искусство резьбы по камню сравнимо с ювелирной работой: нередко для создания ажурного орнамента приходилось брать в руки иглу. Каменные кресты высекались на скалах, окружающих монастырь, или вмуровывались в стены церквей. Но чаще хачкар служил мемориальным памятником, поэтому обычно он обращен к закату. До нас дошел хачкар со словами мастера Момика: «Я, мастер Момик, волею Божией создал сей памятник...



Легендарный мастер жил в Армении на рубеже 13 и 14 веков, был искусным камнетесом, художником и зодчим. Лучший свой хачкар, феноменальный трехуровневый крест-камень, Момик изваял памяти своего наставника — Сюникского митрополита Степанноса Орбеляна.

Народ помнит и чтит память мастера Момика, и до наших дней дошла история его любви и гибели. Мастер полюбил дочь правителя Сюникского. Княжна была настоящей красавицей, но не гордилась своей красотой, а на любовь Момика отвечала взаимностью. Правитель Сюникский, узнав об их отношениях, пришел в ярость и решил наказать влюбленных. Князь вызвал к себе зодчего и сказал: «Я отдам за тебя дочь, если за три года ты построишь для меня монастырь, которому не будет равных на белом свете». Момик принял это условие и взялся за работу. Но подлый князь не сдержал слова, и, когда строительство подходило к концу, подослал к мастеру слугу. Тот, исполняя княжеский приказ, столкнул зодчего с купола нового монастыря.

Последний обтесанный Момиком камень и стал его надгробием.

Для создания хачкаров подходит только армянский туф, аналогов которому нет на планете. Это удивительно красивая порода, при этом она очень прочная, но легко поддающаяся обработке. Будто сама природа создала этот материал именно для хачкаров — с их ажурными рельефами и горельефами, тонкими каменными кружевами. К тому же нередко мелкие прожилки в камне вдохновляли мастера на создание того или иного орнамента. Ведь каждый хачкар — это история, записанная на века.

В Армении до сих пор стоит хачкар — надгробие Ахчик-тги кар, «Камень девушки и юноши». Давным-давно жил богатый человек, и росла у него веселая и красивая дочь. Ее полюбили два парня и каждый отправил сватов. Отец же задумался — за кого отдать любимую дочь? И решил так: есть у него два пшеничных поля, кто быстрее из соперников пожнет пшеницу, тому и суждено жениться.



Когда юноша, которого любила девушка, уже почти заканчивал жатву, к нему подошла злая старуха и солгала: «Несчастный, соперник твой уже закончил жатву и увел девушку в свой дом». Услышав это, юноша упал замертво. А девушка, узнав о гибели любимого, не выдержала гнета горя и умерла. Влюбленных похоронили в одной могиле на краю того самого пшеничного поля. И до сих пор любящие пары приходят к «Камню юноши и девушки » просить счастья, благословения и защиты.С древних времен закрепились мотивы узоров, орнаментов и композиция хачкаров. В центре каменного полотна неизменно располагается крест. И крест этот — мировое дерево и символ воскрешения Христа. Католикос Гарегин Второй сказал так: «На нашем кресте нет Распятого. Наш народ почитает Христа воскресшего». На камне изображается солярный знак — знак солнца. Остальное пространство заполняется растительными орнаментами, изображением фигур животных, птиц и людей. Древнейшими мотивами были голуби, перья и виноградная лоза — символ свободы и бессмертия. Выходит, что хачкар — это картина мира под солнцем, где цветет древо жизни, и кипит жизнь, вечная и могучая.



Слева — хачкар «Аменапркич», то есть «Всеспаситель», находящийся в монастыре Ахпат на севере Армении.

Справа — камень, который я увидел в алтаре церкви св. Дунстана в лондонском районе Степни. В церкви его называют «саксонский камень», и относится он к 11 веку.

Конечно, я сразу же подумал о схожести. Удивительно, не правда ли — между ними вся Европа, а такое сходство. На самом деле, это объясняется иконографией, правилами, регламентирующими, какие персонажи должны быть изображены на картине, барельефе или скульптурной группе. И все равно, удивительно и любопытно.

markgrigorian.livejournal.com