Мой народ / История
От разрухи к достатку
01.11.2016
Портрет Сергея Витте (И. Репин, 1890-е гг).
автор: Яна Козлова
Карьера Сергея Витте – доказательство того, что в историю России можно войти, не только не совершив подвигов на поле боя, но даже не выходя из рабочего кабинета.
Здание Главного штаба
Сергей Юльевич Витте, живший в 1849 – 1915 годах, не кидался на дуло вражеского пулемёта, не водружал Знамя Победы над Рейхстагом, не летал в космос, не изобретал атомную бомбу, не писал «Евгения Онегина». Однако именно Витте внёс огромный вклад в то, чтобы Россия пошла по инновационному пути и стала сильной державой. Благодаря его работе, в стране вдвое увеличилась сеть железных дорог, втрое возросла промышленность, положение рубля стабилизировалось, в Россию потёк иностранный капитал.
Вокруг Витте всегда велось много споров касательно его личности и деятельности. У него всегда было много друзей, но гораздо больше врагов, много сторонников, но гораздо больше антагонистов. Его называли как исключительно одарённым и в высокой степени выдающимся государственным деятелем, так и беспринципным дилетантом, не созданным для государственной работы. Однако же факт заключается в том, что Витте удалось сделать головокружительную карьеру – из третьеразрядного канцелярского чиновника он вырос в самого влиятельного министра и даже был председателем Комитета министров.
В гимназии города Тифлиса Витте учился скверно: грызть гранит науки ему мешало его плохое поведение. У него были проблемы с поступлением в институт. Чтобы получить высшее образование, Сергею Юльевичу пришлось сделать над собой усилие. Усердные занятия сделали его лучшим студентом Новороссийского университета в Одессе. Окончив университет, Витте задумался о профессорской карьере, однако в итоге избрал карьеру чиновника.
Витте всегда, как говорится, «держал нос по ветру». Он вовремя понял, что будущее России и мира – за таким перспективным направлением, как железнодорожные перевозки. Витте досконально изучил железные дороги, пройдя путь от помощника машиниста до начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Впоследствии Витте принял решение уйти с этой высокооплачиваемой должности ради места директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов, которое стало для него «трамплином» к посту управляющего Министерством путей сообщения. Пиком карьеры Витте можно назвать пост министра финансов.
На этом посту Витте проявил все свои незаурядные качества. Сторонник самобытного развития России, убеждённый славянист и приверженец монархического строя, он понял, что России в своём развитии следует брать за образец более «продвинутый» Запад. Министр Витте стал индустриализатором европейского образца и заявил о модернизации России. Про модернизацию, как мы замечаем, говорят высшие государственные чины и в наше время, но их движение по инновационному пути успешным назвать трудно. Современной России нужен новый Витте, но его пока нет. Впрочем, сейчас не об этом: в начале прошлого века Витте был, и ему удалось догнать более развитые в промышленном плане страны Европы и обеспечить стабильный рост промышленности России путём привлечения западных капиталов и внедрением инновационных технологий производства. При Витте иностранцы перестали смотреть на Россию как на огромную богатую природными ресурсами территорию, населённую дикарями. Удалось стабилизировать рубль, за который тогда давалось два доллара – единственный раз в истории России, заключить выгодные контракты с разными странами Европы и Азии. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов высоко котировались за границей.
Но пока Россия стремительно развивалась, Сергея Юльевича Витте безжалостно критиковали его современники. Его обвиняли в насаждении так называемого «государственного социализма», в чрезмерном использовании государственного вмешательства, в попытках урезать права народа в пользу монарха. Пресса бессовестно лезла в его личную жизнь. О том, что Витте проложил Транссибирскую магистраль, придумал Северный морской путь и заключил относительно выгодный для России договор после позорно проигранной войны с Японией, в то время особо не говорили.
К сожалению, в России всегда так: масштабы личности человека, безжалостно «гнобимого» при жизни, общество осознаёт, лишь когда состарятся его внуки. Тем не менее, наследие Витте осталось, несмотря на отношение к нему соотечественников и ряда историков. А сказать человеку «спасибо» – никогда не поздно.