Мой народ / Народы / Таджикистан

Рожденный в ручье

28.08.2016



автор: Анна Баранова

Певцом Хорасана был он, и это время прошло,
Песней весь мир покорил он, и это время прошло.
Но годы весны сменились годами суровой зимы,
Дай посох! Настало время для посоха и сумы.
(Рудаки)


Такими словами описал последние дни своей жизни таджикский и персидский поэт Абу Абдаллах Рудаки (858-941гг). Возможность чувствовать время вокруг себя дана всем, но возможность чувствовать время всего поколения — это возможность избранных, именно таким даром и обладал поэт-рапсод.

Основатель персидской литературы, родоначальник поэзии на фарси-таджикском, основоположник поэтических жанровых форм скончался в нищете в родной деревне Панджруд (ныне кишлак Панджруд Пенджикентского района Согдийской области Таджикистана).

Доподлинных сведений о жизни Рудаки сохранилось мало. Ученые до сих пор спорят о его способности видеть. Некоторые исследователи полагают, что он родился слепым, другие — что его ослепили в качестве наказания. Например, иранский ученый Саид Нафиси утверждает, что таджикский творец и эмир (правитель) из династии Саманидов Амир Наср Сомони были исмаилитами (одно из направлений ислама). А в 940 году во время восстания против исмаилитов по совету визиря, который ненавидел Рудаки, могучий эмир приказал ослепить поэта.Тогда другой придворный стихотворец поддержал Рудаки, пристыдив Амир Насра: «В истории ты запомнишься как правитель, ослепивший великого поэта!» Эмир, сильно пожалев о содеянном, велел казнить визиря и щедро одарить Рудаки, но поэт отказался.

Владыки мира все скончались, и ныне горсть земли они.
Пред смертью головы склонили и в вечность отошли они.
Скопили тысячи сокровищ и наслаждались высшей славой.
И что же! К дню своей кончины лишь саван донесли они.


Слава о Рудаки, как о стихотворце и музыканте дошла до самой столицы Саманидского государства. Поэт рано стал знаменитым, в юношеские годы на родине он был известен как талантливый певец. Также он наизусть знал Коран. Творец родился и умер в своем маленьком селе Панджруд, собственно, отсюда он взял свой псевдоним. Через тысячу лет его могила была найдена. На том месте был построен мавзолей. Маленький горный кишлак в Таджикистане приобрел мировую славу, стал местом паломничества для любителей поэзии.

Цветок смеется мне вдали — иль то зовет меня Лейли.
Рыдая, облако пройдет — Маджнун, быть может, слезы льет.*
И пахнет розами ручей, как будто милая моя
Омыла розы щек своих в голубизне прозрачных вод.

*В ирано-таджикском эпосе Лейли и Маджнун — имена несчастных влюбленных,
подобно европейским Ромео и Джульетте.


По данным исторических справок, Рудаки много писал, будучи при дворе, но поэтического наследия таджикского певца осталось немного, однако и это немногое можно назвать выдающимся талантом гения. Стиль Рудаки еще средневековые ученые определили, как «сахлемумтансъ» («легкий, но не невозможный»). Те, кто хоть немного знаком с поэзией этого певца, согласятся, что стихи читаются очень легко и плавно, словно журчание маленького ручейка в долине. Кстати «рудак», в переводе с таджикского означает «ручеек», а название села Панджруд — пять ручьев. Иными словами, «рожденный в ручье». Он не был обычным придворным одописцем. Его оды начинаются с ярких описаний природы, воспевания радостей жизни и любви, благородства и горечи, почитания человека.

Ветер, вея от Мульяна, к нам доходит.
Чары яр моей желанной к нам доходят...
Что нам брод Аму шершавый? Нам такой,
Как дорожка златотканная, подходит.
Смело в воду!
Белоснежным скакунам
По колена пена пьяная доходит.
Радуйся и возликуй, о Бухара:
Шах к тебе, венчанная, приходит.


Рудаки — признанный основоположник классической поэзии, которая, распространившись в 10—15 веках среди таджиков и персов, дала миру таких корифеев как Фирдоуси, Хайям, Саади и др. Забывать прошлое — одна из главных ошибок настоящего. Ведь в ушедших годах вся мудрость, все знание, вся сила народа, не зря многие свято чтят традиции. Нам тоже стоит прислушаться к голосу минувшего, к тихому шепоту звуков из послания, имя которому — поэзия прошлого.