Мой народ / Народы / Азербайджан
Родом из Баку
28.08.2016

Гасан Турабов
автор: Арина Хасанова
«Зажигай, Мамед», — командует бородатый человек в папахе, вытирая глаза, полные слез. Это знаменитый азербайджанский актер Гасан Турабов в роли разбойника Джафара в музыкальной комедии «Не бойся, я с тобой!».
Турабов, ушедший из жизни в 2003-м, в этом году отметил бы свой 75-ый день рождения. Но, пока зрители, юные и не очень, взахлеб смотрят «Не бойся, я с тобой», «Семеро сыновей моих», «Последний перевал» и другие фильмы с его участием, артист продолжает жить. Пусть даже и на кинопленке.
Актер больших ролей
Гасан Турабов родился в Баку в 1938 году. Там же закончил Азербайджанский институт искусств. Уже тогда он играет свои первые роли, не подозревая, что однажды станет художественным руководителем и директором Азербайджанского национального драматического театра. В 1960 году Турабов получил диплом и начал играть в театре. Многие, кому удалось увидеть его на сцене, замечали, с какой невероятной отдачей и полнотой артист входит в каждую свою роль.
Турабов в кино
Актерская кинокарьера Гасана Турабова насчитывает около сорока восьми фильмов, во многих из которых он сыграл главные роли. Некоторые из них вошли в золотой фонд отечественного кинематографа, а главное, в сердца зрителей. Настоящая гордость Азербайджана и всех соотечественников, Гасан появлялся на экранах снова и снова. Любимой стала для него главная роль в драматическом фильме «Семеро сыновей моих», где Турабов сыграл Герай-бека, непоколебимого, решительного человека строгих правил. По воспоминаниям его друзей, Гасан считал, что играет в этом фильме самого себя. Самым главным в жизни актера была не карьера, а семья. Часто он возвращался после трудного рабочего дня уставшим, но всегда находил время, чтобы побыть с родными.
Не бойся, я с тобой
Наверное, одна из самых известных ролей Гасана Турабова, это роль бандита и вора по прозвищу Джафар Трехглазый, в отечественном фильме «Не бойся, я с тобой!». Да, роль была всего лишь второго плана, но артист сыграл ее так хорошо, что наемный убийца и разбойник запомнился зрителю. Гасану Турабову отлично удался образ гордеца Джафара: этот тяжелый и властный взгляд, которым он награждает своих врагов и подчиненных, ни на мгновенье не заставляет усомниться в подлинности персонажа.
А всеми любимая сцена у башни? В этом, одном из последних, эпизоде мы наблюдаем, с каким трудом Джафару дается приказ поджечь башню, где укрылся Таймур: «Как он поет! Он душу из меня выжимает, еще немножко, и я не смогу его убить!» — и кажется, он уже готов сменить гнев на милость и отпустить своих пленников, на миг мы проникаемся толикой симпатии к злодею... Но тут же он вытирает свои слезы и, устало: «Зажигай, Мамед».
Немногие об этом задумываются, но отрицательного героя, как правило, играть сложнее, хотя бы потому, что вся зрительская симпатия достается другим — за злодеев мало кто переживает. Но Гасан Турабов не боялся отрицательных образов, принимая этот вызов.

«Туда ехали, за ними гнались. Оттуда едут, за ними гонятся… Какая у людей интересная жизнь!»
«Невесту украли? Да кому такое добро нужно! Если бы он меня попросил, я бы ему так отдал…»
«Как он поет! Он душу из меня выжимает, еще немножко, и я не смогу его убить! Зажигай, Мамед… »
В памяти…
Несмотря на то, что этот легендарный азербайджанский советский актер, Народный артист Азербайджанской ССР ушел от нас, совершенно точно можно сказать одно: его помнят.
Вспоминая о Турабове, известный режиссер Юлий Гусман говорит о своем безмерном уважении: они вместе работали в кино. «Он не мог жить без работы», — вспоминает заместитель министра культуры и туризма Азербайджана Адалят Валиев, друг актера. Но время неумолимо — 23 февраля 2003 года Гасана Турабова не стало. На вечере памяти, посвященном его 75-летию, его дочь говорит: «Никогда не забуду, как отец за несколько дней до смерти сказал мне, что очень хотел бы повести моего сына Дашгына в школу. Но, к сожалению, он не увидел этого дня. Меня радует сейчас лишь то, что моему сыну перешел его талант… Отец был бы рад этому».

…И не было похожего вовек, и больше
Уж не будет никогда… (Из к/ф «Не бойся, я с тобой!»)