Мой народ / Культура
Жизнь и холсты Аветисяна
28.08.2016

Минас Аветисян
автор: Валентина Борисенко
Стать всемирно известным художником Минасу Аветисяну помог интересный случай. Как-то в послевоенное время жители села Джаджур заметили человека с тростью, делавшего странные движения. Сельчане приняли незнакомца за шпиона и сообщили председателю колхоза. Так в контору председателя попал художник Акоб Ананикян.

Автопортрет
К счастью, председатель сразу узнал в новоприбывшем деятеля искусства, о чем и рассказал сельчанам. После выяснения обстоятельств дела к художнику подошел молчаливый юноша и попросил взглянуть на его рисунки. Ананикян сразу разглядел талант в работах молодого человека, которым оказался Минас Аветисян, и взял с его матери обещание отправить сына в художественное училище, и оно было исполнено.
Духовным наставником для Аветисяна стал Мартирос Сарьян. Даже любимая детская книга сказок Минаса была иллюстрирована яркими рисунками Сарьяна. Во время учебы в Ереванском художественно-театральном институте взбешенный Минас запустил в преподавателя стулом за его неуважительное высказывание о творчестве Сарьяна.

Пришлось Аветисяну побороться и за свое звание художника. Первая выставка Минаса прошла в 1960 г., но его яркая индивидуальность и личный взгляд были оценены лишь после выставки «Пяти художников» в 1962 г. Эта выставка прославила Аветисяна. Его пейзажи, натюрморты и портреты объехали весь мир, побывали в Болгарии, Венгрии, Турции, США, Канаде, Франции, Австрии, Монголии и Югославии, объехали весь Советский Союз. В поисках путей совершенствования своего мастерства художник и сам немало путешествовал по Армении, вдохновлявшей его на создание все новых и новых работ. Родная природа породила в нем особое ощущение времени, пространства. Цветовые контрасты, изгибы линий, крупные мазки, геометрические формы – каждая мелочь передает новую неповторимую интерпретацию обыденных вещей и процессов.
Многим работам Аветисяна присуща тема скорби и печали. За этим скрывается боль и переживания художника за судьбу родной Армении, которую он так любил, ее народа. Творец все пропускал через себя, наделяя картины и фрески собственным видением жизни. Конкретную местность художник брал лишь за основу, а в мастерской наделял картину собственной душой. «Слепо воспроизводить видимое – значит быть художником пассивного восприятия, значит не раскрывать, не понимать природу, а только списывать с нее».

Однажды Аветисяна постигло страшное несчастье – в 1972 г. его студия в Ереване была сожжена. В огне погибла большая часть его работ. Из предынфарктного состояния художника вывел мастер-каменщик Геворк, который внимательно оглядывая черные стены мастерской сказал: «Минас, пришел час, чтобы ты доказал всем, что ты сильнее всех. Пусть твои враги не думают, что ты сломался». Мастер нашел в себе силы и бросил вызов своим недоброжелателям.
«Только бы выйти отсюда, начать работать…».
За три года, которые он прожил после пожара, художник сотворил столько картин и декораций к спектаклям, сколько порой другие не создают за всю жизнь.
Но злой рок не оставил Аветесяна. Через три года после трагедии Минаса сбил автомобиль, заехавший на тротуар.
«Наш счастливый февральский день 1975 г., проведенный в Ленинакане у нашего любимого друга Хачатура Вардпароняна, завершился ужасной трагедией в Ереване. Был уже вечер. Подумав, что оформленный Минасом балетный спектакль уже завершился, решил пойти в его мастерскую. Вдруг зазвонил телефон. Незнакомый голос попросил срочно прийти в больницу. Он лежал на носилках, такой одинокий, беспомощный… Его увезли на операцию. Я стоял, онемев. Целую неделю я провел у двери палаты, сидя на лестницах. Иногда осторожно заходил в палату. „Только бы выйти отсюда, начать работать…“, – повторял Минас беспрерывно. Казалось, спасение близко. Но...», – вспоминает его друг Шаген Хачатрян.
Даже после смерти Аветисяна, судьба распорядилась трагично с его работами. Часть фресок была уничтожена землетрясением в Гюмри и превратила в осколки музей художника в его родном Джаджуре. Но оставшиеся полотна и фрески хранят для потомков яркие краски жизни, мысли и переживания, которые запечатлел на своих холстах Минас Аветисян.
Фильмы о Минасе Аветисяне:
Цвет армянской земли (1969) – впервые запечатлён на киноплёнке в фильме друга, режиссёра Михаила Вартанова.
Минас. Реквием (1989)