Мой народ / Культура

Художник с планеты Земля

28.08.2016


«Тревога»

автор: Павел Рябов

Люди не понимают друг друга, и никто этому не удивляется. Почему бывает так, что даже два человека, разговаривающие на одном языке, не всегда могут найти подходящие слова, чтобы точно выразить свои мысли и чувства? Возможно, так происходит оттого, что человеческий язык не очень подходит для этого, считал в свое время русский художник Кузьма Петров-Водкин, творец всемирного масштаба. Он изобрел удивительное средство общения, которое и сегодня потрясает воображение.



«Купание красного коня»

Наверное, есть какая-то высшая справедливость в том, что сын небогатого сапожника, родившийся и выросший в уездном Хвалынске, что под Саратовом, мыслил категориями всей Земли и целого человечества.

Еще в школьном возрасте, потрясенный тем, как из-под кисти иконописцев на стенах храма появляются лики святых, он сам пытался было писать иконы. Но искусство искусством, а на жизнь этим пока не заработаешь, для этого нужна серьезная профессия. Кто знает, может, Кузьма Петров-Водкин прославился бы как машинист паровозов. Только на экзамене в железнодорожное училище он провалился. Это судьба, решил молодой человек и поступил на художественные курсы.

Окончательный выбор

Так случилось, что первые работы начинающего художника увидел знаменитый петербургский архитектор Роберт-Фридрих Мельцер, заехавший в Хвалынск. Искушенный столичный ценитель искусства был поражен, как в такой глуши могут появляться подобные таланты. С того момента всю свою жизнь Петров-Водкин посвятил постоянному самообразованию, изучению искусства и творчеству.

В это время все российское общество жило ожиданием каких-то перемен, и обо всем этом говорили тогда живопись, музыка, литература и театр. И хотя учеба у таких выдающихся мастеров кисти, как Валентин Серов и Михаил Врубель, стала определяющей в жизни бывшего провинциала, сам Петров-Водкин несколько лет разрывался между игрой на скрипке и писательским трудом перед тем, как сделать свой окончательный выбор.

Уже тогда он почувствовал, что есть нечто общее, что связывает живопись разных времен и разных народов. Тогда в моде были лозунги «Искусство прошлого — на помойку!», авангардисты заявляли, что только они знают, как правильно изображать действительность. Петров-Водкин, глядя на это, отправился в Европу, чтобы изучать картины великих мастеров Германии, Франции и Италии. Эта поездка сделала его тем художником, которым его знают. Из путешествия он привез ощущение духовного единства между европейскими и русскими художниками, работавшими в одно время.

Манера их письма была разной, но Петров-Водкин подметил, что работы похожи тем, как искренне стремятся живописцы объединить вместе пространство, свет, цвет, чувства и время. Мысли, накопленные за время этой творческой командировки, со временем выстроились в удивительную философию.


«Сон»

Но это будет позже, а пока он под влиянием старых итальянских мастеров пишет картину «Сон». В 1910 году она вызвала целую бурю. В то время, когда новые художники стремились оторвать цвет от предмета, а предмет от формы, рождая непонятные композиции, Петров-Водкин представил картину, проникнутую нежностью, по духу напоминающую фрески времен Возрождения. Художникам старой школы она тоже не очень понравилась — слишком уж авангардная манера письма.

Однако истинные ценители искусства поняли, что состоялось рождение нового выдающегося живописца. С тех пор Петров-Водкин всегда будет между «левыми» и «правыми» в искусстве. Этот путь он выбрал осознанно, считая, что только если соединить все ценное, что было в прошлом, с самым лучшим из настоящего, это обеспечит прекрасное будущее человечеству.


«Богоматерь. Умиление злых сердец»

И когда под влиянием древнерусских икон в 1912 году художник написал «Купание красного коня», эта картина стала настоящим знаменем нового искусства и целой эпохи. Впереди был 1917 год и гражданская война. Точно предчувствуя это, живописец создает икону «Богоматерь Умиление злых сердец».

Видя всю Землю

Как и большинство людей искусства, Петров-Водкин с воодушевлением и радостью встретил новую власть — ведь тогда говорилось о построении нового справедливого и счастливого общества, где все будут равны. Он говорит о разладе жизни человека с жизнью планеты и предлагает идею новой «науки видеть», чтобы люди учились видеть, слышать и чувствовать всю Землю. Постоянно учившийся и сам хороший учитель, Петров-Водкин в проект программы для живописного отделения Высшей художественной школы включает предметы от истории живописи до высшей математики и иностранных языков.

В послереволюционные годы свои картины Петров-Водкин создает в точном соответствии со своей философией — он воспринимает всю окружающую действительность как широкую перспективу, движущуюся в пространстве и времени.

Именно такой предстает его картина «После боя», на которой мы можем видеть, как бойцы переживают события только что закончившегося сражения и гибель своих товарищей.


«Смерть комиссара»

К десятилетнему юбилею революции Петров-Водкин написал свою знаменитую картину «Смерть комиссара». Первый вариант был написан в 1927 году, но самому художнику она не понравилась, и он переписал ее, сделав более резкими черты бойцов и усилил «сферическую» перспективу, так что событие, изображенное на картине, приобрело планетарный характер.

Для режима, установившегося в СССР в 1930-е, взгляды художника и манера его письма были слишком необычными, поэтому тогда о нем говорили все меньше, а позже и вовсе забыли. «Второе рождение» его картины обрели только в начале 1960-х. Между тем, за границей Петрова-Водкина помнили всегда. Его избрали почетным членом Французского астрономического общества, да и психологи, изучавшие «визуальное мышление», всегда ссылались на этого замечательного русского живописца.