Мой народ / Народы / Россия / Тыва

Охотник, шагнувший в вечность

28.08.2016


Максим Монгужукович Мунзук

автор: Павел Рябов

Молодой Мунзук в ряды революционной армии вступал с мечтой стать артистом. Как оказалось, не зря – прославил на весь мир родную Тыву и весь Советский Союз.




Между юртами возбужденно гудел народ: из города привезли что-то необычное. Тем временем приезжие поставили жерди, повесили на них полог и переоделись в какую-то особенную одежду. Один стал похож на богатого человека, а другой – на бедняка. Когда они начали представление, оказалось, что богач – уважаемый всеми в округе Ажыкай! Это было так забавно, что все собравшиеся смеялись от души. Только сыновья Ажыкая, которые тоже пришли сюда из любопытства, недовольно развернулись и ушли прочь под смех зрителей. Юный чабан Мунзук, глядя из-за чужих спин на все это, в тот момент подумал, что он бы тоже смог изображать других людей, и может даже лучше, чем эти приезжие актеры – правда, этого слова в тот момент он ещё не знал.

Человек с выдуманной фамилией

Теперь фамилию Мунзук знают не только в Тыве, но и во всем мире – в первую очередь благодаря ее основателю, сыгравшему главную роль в оскароносном фильме «Дерсу Узала».

По воспоминаниям дочери знаменитого актера Светланы Мунзук, в одиннадцать лет будущий великий актер остался сиротой, совершенно один на этом свете. К тому времени его отец Монгужук успел передать сыну главные навыки, необходимые для жизни. Тогда Мунзуку пришлось рано повзрослеть. Он зарабатывал на жизнь, трудясь пастухом. Уже потом, будучи взрослым, он узнал, что у него был брат, которого воспитывали приемные родители.

Настал 1927 год, власть в Туве (так тогда называлась Тыва) объявили народной, казалось, любые дороги в жизни были открыты. Юношей Мунзук переехал в город Кызыл и вступил в ряды Тувинской народно-революционной армии, храня в сердце тайную надежду стать артистом. Как оказалось, именно армия стала для него первой ступенькой на театральную сцену. Дорогу в театр ему открыл красный партизан, командир музыкального взвода Семен Коровин. У молодого бойца Мунзука здорово получалось играть на тувинской «скрипке» — бызаанчы, в военном оркестре он стал трубачом, попутно осваивая музыкальную грамоту. Тогда же комвзвода посоветовал направить Мунзука учиться музыкальной грамоте в Москву. Талантливому бойцу музыкальной роты выправили все необходимые документы, как того требовал тогдашний порядок. Для этого ему придумали новое имя Максим, в честь пролетарского писателя Максима Горького. Так прежнее имя Мунзук стало его фамилией.

Танкист, музыкант, актер и драматург

В ноябре 1932-го тувинца встретила шумная Москва. В Гнесинском училище способности Мунзука оценили по достоинству, но с сожалением сообщили, что набор на этот год уже закончился, придется ждать до следующего лета. Такой поворот нашего героя совершенно не устраивал: раз послали учиться, надо учиться, если не на музыканта, то на военного. В автобронетанковое училище ещё принимали, и он поступил учиться туда.

Учился он хорошо и стал бы танкистом, но к тому времени в Туве не было ни одной боевой бронированной машины. Так что пришлось по старой памяти идти работать в военный духовой оркестр, уже не рядовым музыкантом, а руководителем – капельмейстером. Но на всю жизнь он сохранил любовь к технике, и потом его родные всегда говорили, что у него золотые руки.

Когда в Кызыле при учебном комбинате открылась театральная студия, то в качестве заведующего театральным отделением туда направили Максима Мунзука как человека не просто грамотного, но и отлично знавшего русский язык. С этой студии и было положено начало современному тувинскому театру.

Несмотря на заботы руководящей должности, Максима Монгужукович сам играл в спектаклях, причем не только мужские, но и женские роли, одновременно был драматургом, режиссером, певцом, писал музыку, собирал тувинский фольклор. Энтузиазма студийцам было не занимать, но все же пока это была лишь самодеятельность.

Перейти на профессиональный уровень им помог Иван Исполнев, преподаватель-драматург из Москвы. Рассказывают, что Максим Мунзук жадно впитывал все эти уроки и довольно быстро приобрёл все необходимые навыки и качества. Он помогал переводить известные советские пьесы на тувинский язык и ставил их на национальной сцене. За всю свою актёрскую жизнь он представил зрителям более семидесяти разных характеров и образов. В привычных ролях он находил что-то свое, особенное, яркое и оригинальное.



Фильм-судьба

Когда Акира Куросава приступил к созданию фильма «Дерсу Узала» по одноименной книге известного российского путешественника Владимира Арсеньева, главной загвоздкой стал поиск актёра на главную роль. Как вспоминает второй режиссер Владимир Васильев, Куросава в поисках кандидата на роль Дерсу перебрал десятки советских актеров – даже Михаила Ульянова. Увидев фото Максима Мунзука, японский мастер сразу же попросил показать ему фильмы с участием актера.



Во время съемок «Дерсу Узала» Акира Куросава и Максим Мунзук подружились, несмотря на то, что по характеру были очень разными людьми. Но что-то общее друг в друге они нашли и впоследствии поддерживали теплые отношения. Своего японского коллегу Максим Монгужукович всегда уважительно называл башкы – по-тувински «учитель».

Но когда работа над картиной только начиналась, для исполнителя главной роли все было очень непросто. К тому времени Мунзук сыграл несколько небольших ролей в кино и потому, несмотря на свой уже почтенный возраст, считался «начинающим» киноактером и не стеснялся просить совета у своего более опытного партнера Юрия Соломина, хотя тот был значительно моложе.

Для самого Акиры Куросавы фильм тоже был необычным – слишком уж «мирным» и спокойным получился по сравнению с предыдущими картинами мастера. Но последующая всемирная слава «Дерсу Узала» стала лучшим ответом на замечания критиков. После этого Максим Мунзук продолжал сниматься в кино и сыграл немало глубоких характеров, но «Дерсу Узала» всегда оставался для него главным событием в актерской жизни. По признанию актера, в роли таежного охотника-проводника он увидел своего отца, Монгужука. Поэтому в чем-то этот фильм стал частью его собственной судьбы.



Факты о фильме «Дерсу Узала»

1. Первый цветной фильм, который снял Акира Куросава на независимой студии, провалился в прокате, и компания разорилась. Знаменитый режиссёр впал в депрессию и даже совершил попытку самоубийства. «Дерсу Узала» помог ему выйти из творческого кризиса.

2. Кинокартина «Дерсу Узала» стала единственной, снятой Акирой Куросавой на цветную широкоформатную плёнку.

3. В поисках средств для съёмки фильма Акира Куросава обратился к руководству СССР. Госкино выделило 4 миллиона долларов на этот проект. Тогдашний руководитель этого ведомства говорил: «Если Куросаве понадобится, чтобы в тайге всплыла подводная лодка, то она должна всплыть».

4. Главную роль в фильме должен был играть известный японский актёр Тосиро Мифунэ, но он не нашёл времени в своем плотном графике.



5. На роль Дерсу Узала пробовались разные актёры, в том числе известный в стране нанайский певец Кола Бельды и киргизский актёр Суйменкул Чокморов. Впоследствии Кола Бельды помогал подобрать нужные мелодии к фильму, а Суйменкул Чокморов сыграл роль Чжана Бао, командира «контртеррористического» отряда.

6. Максим Мунзук не умел плавать, но сложный эпизод в фильме, где ему приходилось прыгать в реку, играл сам, без дублёра.

7. Летом 1974 года в Приморье, где проходили съёмки картины, шли постоянные дожди, и сельхозугодья серьёзно пострадали. Чтобы помочь местным жителям, по решению своей партийной организации, вся съёмочная группа «Дерсу Узала» решила отработать один день в одном из совхозов Яковлевского района.

8. Изменчивый приморский климат заставил внести изменения в сценарий: часть осенних сцен в фильме пришлось по ходу съёмок фильма заменить на зимние.

9. Выстрел, которым в фильме Дерсу Узала перебивает верёвку, привязанную к бутылке, на самом деле за кадром выполнил Валентин Захаров, водитель автобуса на «Мосфильме». В перерыве между съемками этот трюк смогли с первого раза повторить и Максим Мунзук, и Юрий Соломин, исполнитель роли Арсеньева.



10. На церемонию вручения «Оскара» советских актеров не пустили. Копию статуэтки, которой был награжден фильм «Дерсу Узала», смог подержать в руках только Юрий Соломин, уже в 1999 году. Максиму Мунзуку судьба не дала такого шанса.