Мой народ / Народы / Грузия

Грузинский сокол в томском небе

27.08.2016


Михаил Григорашвили, авиаконструктор

История пионера российской, американской и канадской авиационной промышленности.

Михаил Григорашвили родился в Дербенте 6 февраля 1888 года в семье учителя. В 1906 году поступил в Институт инженеров путей сообщения имени императора Александра I. Григорашвили с раннего возраста был заинтересован авиацией и был одним из организаторов студенческого воздухоплавательного кружка и редактором издававшегося там журнала «Аэромобиль». Учителями молодого авиаконструктора были Н.А. Рынин и М.В. Заустинский. Вместе с ними студент Григорашвили участвовал в 1908 году в организации Императорского всероссийского аэроклуба (ИВАК). В аэроклубе Григорашвили познакомился со многими пионерами российской авиации, в том числе с В. Лебедевым и С. Щетининым.

Для совершенствования навыков пилотирования Григорашвили был направлен аэроклубом во Францию в лётную школу Пишофа, где в июле 1911 года получил лётное свидетельство «Бреве-577» и стал одним из первых российских лётчиков. После возвращения в Россию Григорашвили работал инструкторов в лётной школе ИВАК и совершил ряд удачных показательных полётов в городах Прибалтики, Сибири и Украины. В 1913 году Григорашвили первым из студентов защитил диплом по авиационной специальности.

Сохранились сведения о полётах М. Григорашвили в Томске в октябре 1911 года. На томском ипподроме, где состоялся полёт, было такое большое и беспорядочное скопление людей, жаждавших увидеть человека в воздухе, что губернатору пришлось в помощь полиции вызвать сотню казаков из местного гарнизона для наведения порядка. Невзирая на неблагоприятные условия – узкую взлётную дорожку, прорытую между сугробов снега, а также усиливающийся ветер, грозивший сорвать полёт, мужественный пилот Григорашвили, как пишет очевидец, окинув взором многотысячное скопление народа, с нетерпением ожидавшего его полёта, решил взлететь и, сопровождаемый ликующими криками толпы зрителей, сделав два круга на высоте более 80 метров и продержавшись в воздухе 4-5 минут, опустился. Все бросились к нему, подняли на руки и стали качать.

В последующие дни Григорашвили ещё дважды повторил свои полёты на томском ипподроме, который снова был переполнен народом, несмотря на будние дни. Чтобы подняться на такой несовершенной машине, как «Блерио», да ещё при неустроенной взлётной дорожке и в нелётную погоду, надо было быть настоящим героем.

В Первую мировую войну Григорашвили работал на заводе Щетинина, а затем главным инженером на фабрике «Мельцер», где воздушные винты собственной системы «Г» были испытаны на самолётах российского Военно-воздушного флота. Винты по своим характеристикам были лучше новейших зарубежных образцов. Их крупносерийное производство было развёрнуто на заводе «Мельцер», который стал к началу 1917 года ведущим предприятием промышленности по выпуску воздушных винтов. Во многом благодаря Григорашвили, российская авиация в годы Первой мировой войны не испытывала недостатка в этом виде продукции.

После Октябрьской революции Григорашвили был вынужден покинуть Россию. Он перебрался в Тбилиси, где работал инженером в Министерстве путей сообщения Грузии.


Истребитель-биплан FDB-1, конструктор Н. Григорашвили

После установления советской власти в Грузии Григорашвили был вынужден покинуть Родину и эмигрировал в США. С 1921 года работал конструктором на авиационном заводе «Геллендет Эйркрафт» в штате Род-Айленд, но вскоре переехал в один из центров американской авиации Дейтон на предприятие «Дейтон-Райт». В 1923 году стал конструктором на крупнейшей в Америке авиационной фирме «Кёртис-Райт». В 1926 году Григорашвили принял американское гражданство. В 1934 году Григорашвили основал фирму «Грегор Эйркрафт» и построил оригинальный лёгкий самолёт GR-1. В 1936 году Григорашвили по приглашению канадской фирмы «Кар энд Фаундри» переехал в Форт-Уильям (провинция «Онтарио), где реализовал проект своего истребителя биплана FDB-1. Таким образом, Григорашвили стал одним из основателей канадской авиационной промышленности.