Мой народ / Народы / Белоруссия

Летающий художник

25.08.2016


«Над Витебском» — родной всегда на картинах Марка Шагала.

Витебск — родина выдающегося художника-поэта с мировым именем Марка Шагала. Один из самых именитых граждан Белоруссии всю творческую жизнь вдохновлялся картинами родного города.

«Наперекор всем трудностям нашего мира во мне сохранилась часть той одухотворённой любви, в которой я был воспитан, и вера в человека, познавшего Любовь. В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл Жизни и Искусству — Цвет Любви». (Марк Шагал)

Марк Захарович Шагал — белорусский и французский живописец и график. Современники говорили, что Марк Шагал привёз в Париж свой волшебный Витебск. Он, один из самых остросубъективных художников XX века, проживший на свете почти целое столетие, до самой смерти помнил и воспевал своё провинциальное детство, дивные витебские предместья, которые казались ему центром Вселенной. Он умел мечтать и видеть сны, умел претворять эти сны в образную явь. Именно потому, встретив однажды в Витебске и полюбив свою незабвенную Беллу — Беллу Розенфельд, Шагал написал в 1914 году знаменитую картину «Над городом». Это полёт двух влюблённых, двух свободных людей. Над старыми деревянными домиками, над приевшимся бытом, над Землёю. Это удивительное, космическое чувство невесомости, испытать и передать которое способен только по-настоящему влюблённый человек. Белла, которая происходила из богатой буржуазной семьи, была удивительно тонкой, артистичной натурой, она как никто понимала Маэстро, стала его женой и при этом оставалась его Музой, она разделяла с ним его бесконечные полёты во сне и наяву.

Марк Шагал родился 6 июля 1887  года в Белоруссии, на окраине Витебска, которая называлась Песковатики, в еврейской семье. Позже он вспоминал: «Мать рассказывала мне, что, когда я появился на свет, город охватил огромный пожар, и,   чтобы нас с матерью спасти, кровать, в  которой мы оба лежали, переносили с  места на место». И часто добавлял: «Может быть, поэтому я постоянно взволнован». Отец Марка Шагала всю жизнь проработал грузчиком при продуктовом складе. Мать, которая была главной в доме, родилась в  Лиозно. Дед Марка Шагала был резником, и у него в сарае сохли шкуры убитых животных. В семье было девять детей. В тринадцать лет он поступил в  третий класс русской школы. Мечтал стать то скрипачом, то  танцором, то певцом, то поэтом. Но однажды одноклассник показал ему свою копию иллюстрации из журнала «Нива», и  он, восхитившись, взял в библиотеке том «Нивы» и сделал копию с портрета композитора Рубинштейна.

Потом Шагал учился в художественной школе под руководством Ю. Пена. В Петербурге он попытался поступить в Училище технического рисования барона Штиглица, однако неудачно.

В 1891 — 1899 годах с небольшими перерывами жил в  Париже. Вернувшись в Петербург, занимался в  школе Общества поощрения художеств, а потом в частной студии Званцевой. Здесь его учителями стали Л. Бакст и М. Добужинский. В 1910 году Шагал снова поехал в  Париж, где сблизился со знаменитым французским поэтом и критиком Гийомом Аполлинером и с его кружком литераторов и художников. В 1914 — 1922  годах Шагал жил в России. В 1916  году его назначили в Витебске уполномоченным по  делам искусств. В  подчинении Шагала были музеи, художественное образование и театр. Он стал одним из  основателей художественного училища и  музея в  Витебске. В  1922 году уехал в Берлин, а  в  1923-м  — во  Францию. В годы Второй мировой войны путешествовал по городам Америки, а потом более сорока лет прожил во Франции.


«Портрет поэта Мазина» — новая эстетика наступившего XX века

Более восьмидесяти лет он творил картины, гравюры, сценографические макеты, витражи и мозаики. Написанная в 1908 году «Малая гостиная» Шагала отличается экспрессивным рисунком и очень интенсивным, «фовистским» цветом. Парижские картины Шагала «Я и деревня», «Россия. Ослы и другие» очень горячо восприняли увлечённые кубизмом Аполлинер и Сандрар. Шагаловский «Портрет поэта Мазина» — это образ, воплощающий новую эстетику наступившего века, которую не принимали любители утончённого и  изысканного. Шагал умел превращать бытовые явления в чудеса. Именно так воспринимается созданная им в 1911 году картина «Рождение ребёнка», построенная на резких геометрических контрастах света и тени.

В начале Первой мировой войны, когда Шагал жил в Витебске и выезжал оттуда в Петербург и Москву, он имел возможность наблюдать картины тыловой солдатской жизни. Серии «солдатских» этюдов Шагала — это приговор развязанной всеевропейской бойне.

Шагал, конечно, женился на Белле, и у них родилась дочь Ида, и, переполненный глубокими чувствами, он создавал пейзажи и интерьеры с портретами Беллы и маленькой Иды.


«Продавец газет» — картина, положившая начало серии символических портретов Шагала

Витебск, который в ранних парижских картинах Шагала как бы разлетался на осколки, в 1914 году «опустился» на  землю, собрался воедино. Одной из самых известных работ этого времени считается полотно «Продавец газет». В этот период Шагал начинает создавать целые серии символических портретов «красных» и «зелёных» евреев, пишет разноцветных раввинов, головы «голубых» и «зелёных» любовников. Иногда кажется, что сами краски диктуют художнику сюжеты.


«С днём рождения!» — посвящение любимой Белле

В 1915 году родилась картина «С днём рождения!», где влюблённые, находясь в обычной городской комнате, вдруг ощущают невесомость и воспаряют над будничной реальной жизнью. Именно Белла дала Шагалу возможность ощутить сладость единения земного и небесного чувства. Тема полёта, парения влюблённых над миром стала одной из главных в творчестве художника. Творец и его Муза, Жених и Невеста, возносясь над землёю, постигают тайны бытия.


«Автопортрет с часами» — тревоги позднего творчества художника

Менялось время, и всё более и  более тревожными становились полотна Шагала. В 1938 — 1943 годах был написан «Час между волком и  собакой», а в 1947-м — «Автопортрет с часами», где по комнате мечется «кукушка», а перед художником на мольберте-зеркале возникает трагическое Распятие.

В 1930 — 1940 годах Витебск с  маленькими деревянными домиками и  каменными церквами стал на картинах Шагала своеобразной эмблемой, знаком, как и  средиземноморский замок Сен-Поль, как и  Эйфелева башня.

Марк Шагал был автором очень оригинальных иллюстраций к «Мёртвым душам» Н. Гоголя, Библии, панно для Московского камерного еврейского театра, росписи плафона парижской «Гранд-оперы».

Умер Марк Шагал 28 марта 1985  года. А через два года «Литературная газета» опубликовала его письмо «Моему родному Витебску», которое было написано в  1944  году. В нём есть такие строки: «Я не жил с тобой, но не было ни одной картины, которая бы не отражала твою радость и печаль».