Мой народ / Народы / Белоруссия
Летающий художник
25.08.2016
«Над Витебском» — родной всегда на картинах Марка Шагала.
Витебск — родина выдающегося художника-поэта с мировым именем Марка Шагала. Один из самых именитых граждан Белоруссии всю творческую жизнь вдохновлялся картинами родного города.
«Наперекор всем трудностям нашего мира во мне сохранилась часть той одухотворённой любви, в которой я был воспитан, и вера в человека, познавшего Любовь. В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл Жизни и Искусству — Цвет Любви». (Марк Шагал)
Марк Захарович Шагал — белорусский и французский живописец и график. Современники говорили, что Марк Шагал привёз в Париж свой волшебный Витебск. Он, один из самых остросубъективных художников XX века, проживший на свете почти целое столетие, до самой смерти помнил и воспевал своё провинциальное детство, дивные витебские предместья, которые казались ему центром Вселенной. Он умел мечтать и видеть сны, умел претворять эти сны в образную явь. Именно потому, встретив однажды в Витебске и полюбив свою незабвенную Беллу — Беллу Розенфельд, Шагал написал в 1914 году знаменитую картину «Над городом». Это полёт двух влюблённых, двух свободных людей. Над старыми деревянными домиками, над приевшимся бытом, над Землёю. Это удивительное, космическое чувство невесомости, испытать и передать которое способен только по-настоящему влюблённый человек. Белла, которая происходила из богатой буржуазной семьи, была удивительно тонкой, артистичной натурой, она как никто понимала Маэстро, стала его женой и при этом оставалась его Музой, она разделяла с ним его бесконечные полёты во сне и наяву.
Марк Шагал родился 6 июля 1887 года в Белоруссии, на окраине Витебска, которая называлась Песковатики, в еврейской семье. Позже он вспоминал: «Мать рассказывала мне, что, когда я появился на свет, город охватил огромный пожар, и, чтобы нас с матерью спасти, кровать, в которой мы оба лежали, переносили с места на место». И часто добавлял: «Может быть, поэтому я постоянно взволнован». Отец Марка Шагала всю жизнь проработал грузчиком при продуктовом складе. Мать, которая была главной в доме, родилась в Лиозно. Дед Марка Шагала был резником, и у него в сарае сохли шкуры убитых животных. В семье было девять детей. В тринадцать лет он поступил в третий класс русской школы. Мечтал стать то скрипачом, то танцором, то певцом, то поэтом. Но однажды одноклассник показал ему свою копию иллюстрации из журнала «Нива», и он, восхитившись, взял в библиотеке том «Нивы» и сделал копию с портрета композитора Рубинштейна.
Потом Шагал учился в художественной школе под руководством Ю. Пена. В Петербурге он попытался поступить в Училище технического рисования барона Штиглица, однако неудачно.
В 1891 — 1899 годах с небольшими перерывами жил в Париже. Вернувшись в Петербург, занимался в школе Общества поощрения художеств, а потом в частной студии Званцевой. Здесь его учителями стали Л. Бакст и М. Добужинский. В 1910 году Шагал снова поехал в Париж, где сблизился со знаменитым французским поэтом и критиком Гийомом Аполлинером и с его кружком литераторов и художников. В 1914 — 1922 годах Шагал жил в России. В 1916 году его назначили в Витебске уполномоченным по делам искусств. В подчинении Шагала были музеи, художественное образование и театр. Он стал одним из основателей художественного училища и музея в Витебске. В 1922 году уехал в Берлин, а в 1923-м — во Францию. В годы Второй мировой войны путешествовал по городам Америки, а потом более сорока лет прожил во Франции.
«Портрет поэта Мазина» — новая эстетика наступившего XX века
Более восьмидесяти лет он творил картины, гравюры, сценографические макеты, витражи и мозаики. Написанная в 1908 году «Малая гостиная» Шагала отличается экспрессивным рисунком и очень интенсивным, «фовистским» цветом. Парижские картины Шагала «Я и деревня», «Россия. Ослы и другие» очень горячо восприняли увлечённые кубизмом Аполлинер и Сандрар. Шагаловский «Портрет поэта Мазина» — это образ, воплощающий новую эстетику наступившего века, которую не принимали любители утончённого и изысканного. Шагал умел превращать бытовые явления в чудеса. Именно так воспринимается созданная им в 1911 году картина «Рождение ребёнка», построенная на резких геометрических контрастах света и тени.
В начале Первой мировой войны, когда Шагал жил в Витебске и выезжал оттуда в Петербург и Москву, он имел возможность наблюдать картины тыловой солдатской жизни. Серии «солдатских» этюдов Шагала — это приговор развязанной всеевропейской бойне.
Шагал, конечно, женился на Белле, и у них родилась дочь Ида, и, переполненный глубокими чувствами, он создавал пейзажи и интерьеры с портретами Беллы и маленькой Иды.
«Продавец газет» — картина, положившая начало серии символических портретов Шагала
Витебск, который в ранних парижских картинах Шагала как бы разлетался на осколки, в 1914 году «опустился» на землю, собрался воедино. Одной из самых известных работ этого времени считается полотно «Продавец газет». В этот период Шагал начинает создавать целые серии символических портретов «красных» и «зелёных» евреев, пишет разноцветных раввинов, головы «голубых» и «зелёных» любовников. Иногда кажется, что сами краски диктуют художнику сюжеты.
«С днём рождения!» — посвящение любимой Белле
В 1915 году родилась картина «С днём рождения!», где влюблённые, находясь в обычной городской комнате, вдруг ощущают невесомость и воспаряют над будничной реальной жизнью. Именно Белла дала Шагалу возможность ощутить сладость единения земного и небесного чувства. Тема полёта, парения влюблённых над миром стала одной из главных в творчестве художника. Творец и его Муза, Жених и Невеста, возносясь над землёю, постигают тайны бытия.
«Автопортрет с часами» — тревоги позднего творчества художника
Менялось время, и всё более и более тревожными становились полотна Шагала. В 1938 — 1943 годах был написан «Час между волком и собакой», а в 1947-м — «Автопортрет с часами», где по комнате мечется «кукушка», а перед художником на мольберте-зеркале возникает трагическое Распятие.
В 1930 — 1940 годах Витебск с маленькими деревянными домиками и каменными церквами стал на картинах Шагала своеобразной эмблемой, знаком, как и средиземноморский замок Сен-Поль, как и Эйфелева башня.
Марк Шагал был автором очень оригинальных иллюстраций к «Мёртвым душам» Н. Гоголя, Библии, панно для Московского камерного еврейского театра, росписи плафона парижской «Гранд-оперы».
Умер Марк Шагал 28 марта 1985 года. А через два года «Литературная газета» опубликовала его письмо «Моему родному Витебску», которое было написано в 1944 году. В нём есть такие строки: «Я не жил с тобой, но не было ни одной картины, которая бы не отражала твою радость и печаль».