Мой народ / Интервью

Россия – Турция: что дальше?

31.12.2015


Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии

Ситуация на Ближнем Востоке, очередное за многовековую историю обострение российско-турецких отношений, военные провокации – тема, за которой следит практически каждый житель нашей страны. Именно этим вопросам был посвящён телефонный разговор главного редактора журнала «Мой народ» А.Б. Кочаряна с известным политологом Семёном Багдасаровым.



— Семён Аркадьевич, нас, конечно, больше всего волнует, как и всех жителей России, развитие российско-турецких отношений в связи с такими провокационными действиями турецкой стороны, как коварное нападение на наш самолёт, в котором погиб российский офицер, поптыка тарана нашего корабля... Не оцениваете ли Вы действия Турции как провокацию в адрес России с целью в дальнейшем обвинить нас в разжигании военного конфликта на Ближнем Востоке?

— Я оцениваю это несколько иначе. Очевидно было ещё несколько лет назад, особенно с начала сирийского конфликта, что раз мы опять оказались по разные стороны баррикад, то рано или поздно вещи подобного рода начнут происходить. Турция поддерживает террористические группировки «Исламского государства» и не только, а мы поддерживаем правительство Башара Асада. Поэтому это был лишь вопрос времени, когда случатся инцеденты подобного рода: сбитый наш самолёт и всё прочее. Я думаю, эти инцеденты будут продолжаться, и нам к этому надо быть готовыми.



— Будет ли Россия, по Вашему мнению, совершать какие-то жёсткие, в том числе военные, шаги, или всё-таки попытаемся мы сейчас мирным, дипломатическим путём урегулировать данный вопрос?

— Это и не первое и не второе. Военные шаги нам не надо предпринимать, а тем более ждать, дипломатически когда всё это решится. Мы должны чётко определить слабые стороны турецкого государства, каковыми является ряд этнорелигиозных проблем непосредственно в Турции. Первая сейчас проблема курдов, а также других разных религиозных меньшинств. Вот на этом тренде, как сейчас модно говорить, и поработать очень активно, с тем, чтобы сдержать турок, их агрессию против Сирии, их активность на постсоветском пространстве.

— Скажите, пожалуйста, не будет ли Россия поднимать сейчас с Турцией территориальные вопросы, к примеру, советско-турецкий Московский договор 1921 года?

— Я считаю, что это бессмысленно: ну подняли, и что дальше? Это несерьёзно, просто несерьёзно. Нужно реально поддерживать движение курдов в Турции, также движения ряда религиозных меньшинств, которые там есть. Вот и всё, работать надо в этом направлении.



— Ещё такой вопрос: как Вы считаете, будут ли идеи «Исламского государства», так называемого, иметь реальное влияние на российское общество, насколько они для России опасны сегодня?

— Они опасны, как и для всех стран мира, особенно граждане которых воюют в рядах «Исламского государства». Наши граждане там воюют, и игнорировать эту опасность ни в коем случае нельзя. Это опасность реальная, и с ней надо бороться.