Мой народ / Страна
Коренные народы Томской области. Селькупы: вехи этнической истории
14.08.2016

Р. Тым. Лымбель Карамо. Остячка Анна Маргина печёт хлеб в уличной печи. 1938 г.
Автор: Игнатенко З.А., с.н.с. научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея.
Современное название было дано этносу этнографом и лингвистом Прокофьевым Г.Н. в 1930-е годы. по самоназванию одной из диалектных групп северных селькупов: «сель-куп» и означает буквально «таёжный человек».

Р. Тым. Культовый амбарчик тымских селькупов. 1940 г.
Селькупы – один из аборигенных этносов Западной Сибири. До 1930-х годов их называли остяко-самоедами или просто остяками. Остяко-самоедами эту этническую группу назвал финский исследователь Матиас Кастрен, который обратил внимание на сходство селькупского и «самоедского», ненецкого языков. Собственно остяками называли живущих по соседству хантов, у которых с селькупами был очень сходный хозяйственный уклад; неудивительно, что исследователи эти две этнические группы часто путали между собой. Именно это, как тогда называли, «инородческое» население придавало особый национальный колорит северным территориям Томской губернии. К настоящему времени этот колорит практически полностью утрачен, и вкратце о причинах этого мы и поговорим в нашей небольшой статье на примере селькупов, их этнической истории.
Селькупы издавна проживали по Оби и её притокам: Парабели, Васюгану, Тыму, Кети, Чижапке, Чае, Кенге и другим большим и малым рекам. Первоначальной территорией обитания была территория среднего, Нарымского и Сургутского Приобья, однако по мере заселения Сибири русскими часть селькупов постепенно переселилась из бассейна Оби к северу, на Таз, затем на Турухан, на Пур, образовав северную группу селькупов. Современное название было дано этносу этнографом и лингвистом Прокофьевым Г.Н. в 1930-е годы по самоназванию одной из диалектных групп северных селькупов: «сель-куп» и означает буквально «таёжный человек». В ареале обитания южных селькупов этот термин как самоназвание долго не приживался, оставаясь только в учебно-административном обиходе, а население, как и встарь, продолжало именовать себя остяками.

Остяцкие крытые лодки у Нарымской пристани. Начало XX века
На протяжении столетий селькупский этнос развивался под влиянием прежде всего природной среды, обустраивая свою экологическую нишу. Взаимодействия с соседними этносами, разумеется, были, иногда эти отношения были конкурентными, и конфликты решались с применением военной силы. Однако соседями селькупов вплоть до ХVII века являлись народы со сходным или, по крайней мере, сопоставимым уровнем социально-экономического и политического развития, так что взаимодействие осуществлялось «на равных». В совершенно иной ситуации оказались селькупы с включением их в состав Российского государства. Можно выделить несколько основных направлений воздействия этой новой социально-экономической среды на селькупский этнос:
Во-первых, селькупские общины, организованные теперь в инородческие волости, оказались включены в пушной рынок сначала посредством ясачных платежей. Постепенно это привело к переориентации охотничьего промысла преимущественно на добычу пушнины, а затем на местах сбора ясака организации ярмарок и факторий – к возможности на вырученные за дополнительную пушнину деньги приобретать товары: посуду, ткани, изделия из металла. В свою очередь это привело к исчезновению в селькупской среде навыков ткачества, кузнечества, гончарства и других хорошо известных предкам селькупов. Экономический уклад селькупской общины упрощался, становился зависимым от поступлений извне, не говоря уже о том, что это привело к резкому перепромыслу пушных животных.
Во-вторых, произошло переселение на исконно селькупские земли значительного количества чуждого по культуре и языку населения. Этот процесс затронул прежде всего приобских селькупов. Здесь довольно рано стали появляться русские деревни, основное занятие в которых (земледелие) наносило урон охотничьему хозяйству селькупов. Рыболовные угодья, принадлежавшие аборигенам, уже в ХIХ веке оказались во владении русских купцов, нанимавших на работу тех же селькупов, причём система найма оказывалась грабительской. Другим чрезвычайно тяжёлым последствием такого соседства являлось распространение среди аборигенов повального пьянства, к которому организм представителей северных этносов не приспособлен генетически.

Оськино озеро. Парабельский район. Фестиваль «Легенды Севера». Выступает ансамбль «Варг Кара» с селькупской театрально-хореографической композицией. 2008 г.
Воздействие более развитых форм хозяйства, так же как и изъятие некоторых видов ресурсов (например, рыболовных песков) из экономического обихода селькупов, приводили к необходимости заимствования новых отраслей хозяйства. Процесс, начавшись ещё в ХVII—ХVIII веках, принял со временем лавинообразный характер. Был заимствован значительный комплекс материальной культуры: русский тип жилища, виды домашней и промысловой утвари и орудий, покупная одежда, разведение домашнего скота, основы земледелия.
В результате сближения жизненных укладов стало возможным появление межэтнических браков. В русском окружении дети в таком браке усваивали русский язык и образ жизни.
Уже в советский период на исконных территориях селькупов были развёрнуты как хозяйственные учреждения (лесхозы и леспромхозы), так и пенитенциарные (лагеря и комендатуры). Селькупы от такого беспокойного соседства стали уходить во всё более глухие места. В 1932 году был даже создан Тымский туземный район, который должен был стать местом компактного проживания коренного населения. Однако такие перемещения не проходили бесследно для традиционной культуры: нарушалась сложившаяся система землепользования и владения угодьями.
Начиная с 1930-х годов на всей территории Сибири активно внедрялась интернатская форма образования, при которой дети большую часть времени проводили вне семьи, усваивая отличный от внутрисемейного уклад жизни. На территории обитания южных селькупов образование с самого начала проводилось на русском языке, потому что большинство селькупов и их детей в той или иной степени уже говорило по-русски.

Фестиваль «Легенды Севера» в с. Парабель. Дети селькупов зажигают священный костёр. 2007 г.
Закрытие в 1950-е годы так называемых «неперспективных» деревень привело к исчезновению посёлков с селькупским населением, поскольку они, как правило, попадали под эту категорию. Их обитатели были переселены в крупные посёлки, где оказались в явном и резко выраженном этническом меньшинстве; за соответствующим ростом межэтнических браков последовало почти полное «растворение» этноса в иноэтничной среде.
В настоящее время селькупы Томской области объединены в Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта Куп». Усилиями активистов общества проводятся занятия по селькупскому языку, экспедиции по сбору фольклора, массовые праздники и фестивали.