Мой народ / Священная война
Не хлебом единым жив человек…
14.08.2016
Шостакович Дмитрий Дмитриевич
Автор: Екатерина Данилова
Ленинград, 8 сентября 1941 года. Начало блокады города, которая длилась 872 дня. Никто не может точно назвать число погибших. Многие жители умерли не из-за бомбёжки, а от голода, потому что в городе не было ни воды, ни хлеба.
Хлеб.
Голод, холод и страх царили среди ленинградцев. Голодный человек терял себя, мог стать «животным», чтобы просто выжить. Надо было не дать человеку забыть или забыться, отвлечь его от хлеба насущного, и культурная жизнь блокадного Ленинграда продолжалась: работали библиотеки, театры, кинотеатры, филармонии… Символом стойкости и героизма жителей Ленинграда стала Симфония № 7 «Ленинградская».
Шостакович за работой.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович начал свою симфонию ещё до начала войны, до начала блокады. Позже, уже в сентябре 1941 года, были написаны вторая и третья части симфонии. 1 октября Шостакович как деятель искусства был эвакуирован из города вместе с семьёй. Четвёртая часть была закончена в декабре 1941 года в Куйбышеве (ныне Самара).
Концерт в Куйбышеве (Самара) 1941 г.
5 марта 1942 года впервые прозвучала симфония № 7 в Куйбышевском театре оперы и балеты в исполнении эвакуированного из Москвы оркестра Большого театра под руководством Самуила Самосуда. Но она не стала бы Блокадной, если бы не прозвучала в Ленинграде. К тому моменту в блокадном городе некоторые из музыкантов умерли от голода, к марту 1942 года было около 15 ещё живых, но уже очень ослабевших музыкантов. Для того, чтобы восполнить численность оркестра люди были отозваны из военных частей.
Вы только попробуйте представить себе, в каких нечеловеческих условиях шли репетиции. Город — в блокаде. Постоянные авиаудары и бомбёжки. Голодные, измученные и замёрзшие жители Ленинграда. Постоянный холод, пробирающий до костей. У музыканта нет уверенности в завтрашнем дне. Голоден не только он, но и все вокруг: его родные и близкие, коллеги и просто соседи. Каждый день умирает один знакомый или просто парень с соседней улицы.
Он даже мог не знать его имени, и вот он, как и многие другие, мёртв. Когда всё это закончится? Кто следующий? Никто не знает. Единственное, в чём музыкант может быть уверен, так это в том, что он должен идти на репетицию, играть симфонию промёрзшими пальцами. Потому что так надо. Надо ему и тысячам других людей. Потому что это даёт надежду не только ему одному из многих музыкантов, но и каждому жителю, который услышит эту симфонию. Было просто страшно. Необходим был не меньший героизм, чем на фронте. Надо было выжить не только самому, но и помочь другому.
Афиша.
9 августа 1942 года 7-я Симфония Шостаковича впервые прозвучала в Ленинграде под руководством дирижёра Карла Элиасберга. В филармонии зажгли люстры, зал был торжественно освещён, словно и не идёт война, словно нет блокады, опасности авиаударов и бомбёжки города. Ничего этого не существовало в тот момент, была только музыка. И ничего больше не надо.
Люди были голодны, измучены, но они аплодировали стоя, они плакали. Музыка оказала на слушателей сильнейшее воздействие: она дала им надежду. В Ленинграде, во время исполнения 7-й Симфонии Шостаковича шла трансляция по радио, как символ, что город ещё жив, город преодолевает голод, страх и смерть. Он не сдаётся. Он не сдастся. Музыка была достаточно громкой, чтобы её слышали и вражеские войска. Это не могло не повергнуть их в шок, до этого они были уверены, что город почти мёртв, а война почти выиграна.
Элиасберг Карл Ильич
Эта статья не об одном человеке, не об объединяющей силе искусства, не о той Великой симфонии № 7, не о жизни и не о смерти, не о войне и даже не о мире. Эта статья о людях. В сущности важно, что человек делал всё, чтобы выжить самому и помочь выжить другому. За это не получали орденов и медалей, громкой славы и признания. Этим не гордились, об этом не кричали.