Мой народ / Народы / Россия / Бурятия

Жизнь после жизни

31.12.2015


Хамбо лама Итигэлов

Автор Вера Шилина

Казалось бы, времена чудес давно прошли, уступив место техническому прогрессу и науке. И все же они не всеведущи, жизнь все еще богата на сюрпризы, способные поставить в тупик даже самых компетентных ученых.




Пациент скорее жив, чем мертв

Не так давно, в 2002 году, истек срок необычного завещания Хамбо ламы Итигэлова. В нем буддийский монах просил извлечь его нетленное тело из-под земли. Это важное для всего буддийского сообщества событие нынешние служители Иволгинского Дацана, близ которого было захоронено тело, разделили не только с верующими собратьями, но и со всем миром. На процедуру извлечения тела духовные лица позвали людей, по роду деятельности мало причастных к религии, — судмедэкспертов.

Вместе под монотонные напевы молебнов и раскопали короб с телом Хамбо ламы Итигэлова. Вместе под дружное «Ииии раз!» погрузили его в машину. Судмедэксперты внимательно изучили тело, составив положенные документы, в которых сухим медицинским языком написаны невероятные вещи: «Мягкие ткани эластичны, подвижность в суставах сохранена, волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены.

Поза при извлечении из короба сохраняется без каких-либо поддерживающих приспособлений. Следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полости тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле не обнаружено». И это после 75 лет под землей! В деревянном ящике, без каких-либо специальных условий! При этом лама сохранился так хорошо, что даже единственный оставшийся в живых современник, лично знавший Итигэлова — Бимба Цыбиков — без труда узнал его: «Когда его тело решили поднять из захоронения, меня пригласили на опознание. Я думал, там останки, а он был, как живой. Я сразу узнал его, он совсем не изменился — меня это поразило».

Конечно, этот феномен сразу заинтересовал ученых. Впрочем, вполне ожидаемого конфликта науки и религии не случилось: монахи не стали препятствовать научным исследованиям. Видимо, были уверены, что они не повредят ни святыне, ни ее священному значению для буддистов. Что ж, они оказались правы: два года ученые активно изучали тело на базе последних научных достижений, с помощью современного оборудования, но результаты ничего не объясняли, лишь создавали новые загадки.



Борис Большаков, академик РАЕН, доктор технических наук, с помощью специального прибора измерил биополе Хамбо ламы Итигэлова и пришел к ошеломляющим выводам: «Это биополе живого человека, чистейшее сознание! Если выбирать из трех возможных состояний организма: живой, мертвый или переходное состояние, есть основания полагать, что он жив».

Конечно, не все ученые, среди которых хватает скептиков, согласны признать эту теорию. Некоторые считают, что особая диета, которую лама соблюдал при жизни, способствовала сохранению тела в течение долгого времени. Но как же тогда объяснить, что периодически оно теряет или прибавляет в весе, потеет, а его средняя температура — целых 27 (а то и больше) градусов? И почему на него не позарились обитатели земли? Глазные яблоки, внутренние органы — все на месте и в полном комплекте.

«Состояние тканей таково, — говорит Виктор Звягин, специалист Российского центра судебно-медицинской экспертизы, — что оно вполне соответствует прижизненным характеристикам. Нам неизвестны случаи такой сохранности, какую имеет тело Итигэлова. Это некая научная загадка».



Судьба святого

То, что так озадачило серьезных ученых, нисколько не удивляет буддийских служителей, которым хорошо известна история жизни Хамбо ламы Итигэлова. Его судьба с самого начала была необычной: хотя известна дата рождения Итигэлова — 1852 год, откуда точно он появился, никто не знал. Пятилетний мальчуган был сиротой, что очень необычно для бурятской культуры, ведь у бурят нет сирот. Детей, потерявших родителей, всегда, как своих собственных, воспитывали родственники. Если же родственников не было никаких (что в случае с бурятами можно отнести к разряду фантастики), ребенка брала под свое крыло самая богатая семья в селении. Появление сироты — явление, из ряда вон выходящее.

Пятилетний мальчуган пас скот на местах захоронений, грел ноги в коровьих лепешках и говорил, что станет великим Хамбо ламой. «Какой лама из тебя, оборванца!» — смеялась хозяйка, присматривающая за ним. В ответ на это мальчик прискакал на быке, сжимая в руках кол, на который был насажен человеческий череп. Хозяева испугались и обратились к ламе, но тот успокоил их, сказав, что мальчик станет большим известным ламой.

Действительно, казалось, все в жизни поворачивалось так, чтобы он мог исполнить свое предназначение. В 15 лет Даша Доржо Итигэлов попал в Агинский дацан, а в 60 стал Пандито Хамбо ламой (титул главы Духовного управления буддистов в Бурятии). Жизнь Итигэлова принесла людям много добра. Он писал духовные труды, был практикующим врачом: лечил и душу, и тело. Когда 300 янгаженских казаков уходили на Первую мировую войну, он благословил их, и все 300 вернулись домой.

В 1927 году, когда ему было уже 75, Итигэлов собрал учеников и сказал о своем намерении впасть в транс. Он подробно рассказал им, что делать, наказав иногда проверять тело — не появятся ли признаки гниения (это наставление было исполнено в 1955 и 1973 годах). Итигэлов принял позу лотоса и велел ученикам читать молебен по покойному, но никто из них не мог решиться на это при живом человеке. Тогда Хамбо лама начал сам, и ученикам пришлось присоединиться. После завершения обряда, по наставлениям Итигэлова, его поместили в деревянный короб и закопали в указанном месте. И вот спустя 75 лет он снова присутствует на службах. Неужели нашелся тот, кому удалось победить время?



Прошлое в настоящем

Сейчас нетленный Хамбо лама Итигэлов находится в Иволгинском дацане, в Бурятии. Увидеть его может каждый желающий, для этого нужно узнать, когда в дацане состоится соответствующий молебен. Обычно он соотносится с большими праздниками.

Мне самой повезло увидеть вечное тело Хамбо ламы Итигэлова. Хотя это случилось лет восемь назад, но и сейчас воспоминания об этом вызывают в моей душе трепет. Говорили, будто некоторые, подходя к телу, видят глаза Итигэлова открытыми.

Помню, как было волнительно и даже немного страшно взглянуть на него. И сейчас мне трудно уложить в голове, что этот самый человек ходил по земле целых сто лет назад — и ничего, сидит. Со времени того посещения я, хоть и была в дацане не раз, все же больше не попадала на нужную службу. Но ощущение, что я при жизни стала свидетелем чего-то важного, особенного, до сих пор не оставляет меня.

Кстати, в конце концов монахи все же ограничили научный доступ к нетленному телу, но некоторые ученые сами признают, что, даже если бы исследования продолжились, вряд ли на современном уровне науки удалось бы найти хоть какие-то объяснения феномену нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова. Возможно, поэтому даже самые любознательные из них отступили перед этой тайной.