Мой народ / Священная война

Герой исторического кадра

14.05.2020


Фотограф Иван Куртов

Автор Анна Ахмедова

В наши дни, благодаря активным пользователям социальных сетей, фотографию чествования ветерана-инвалида видели миллионы человек. Среди них мало кто знает историю Героя на фото, ведь даже его имя зачастую нигде не указывается.
Автор удивительной фотографии – фотограф Иван Куртов. Ветерану Великой Отечественной войны отдают честь курсанты Нахимовского училища во главе со своим офицером-наставником. Место съёмки – поворот с Петровской на Петроградскую набережную Санкт-­Петербурга – недалеко от вечной стоянки легендарного крейсера «Аврора».
Как рассказывает автор снимка, в 1989-м году его не хотели печатать многие издания Ленинграда. В то время никому не хотелось поднимать щекотливую тему трудностей жизни солдат, оставшихся инвалидами после войны. Отказы из издательств Москвы и Санкт-Петербурга приходили с поразительным бессердечием. Так, редакция главной городской
газеты «Ленинградская правда» ответила фотографу Ивану Куртову крайне неприятными словами: «Нам патология не нужна!». В голове не укладывается, что кто-то мог так называть ветерана, потерявшего ноги на войне.
Только «Смена» – самая прогрессивная, по тем временам газета Санкт-­еПетербурга – согласилась напечатать трогательное фото.
Для всех стало абсолютной неожиданностью, когда в феврале 1990 года снимок Ивана Куртова победил в престижнейшем мировом фотоконкурсе World Press Photo. Фотография получила приз «Золотой глаз» в номинации «Повседневная жизнь». Как только новость узнали в Санкт-Петербурге, все первые полосы газет города опубликовали снимок Героя с
курсантами.


Нахимовцы выполняют воинское приветствие Анатолия Леопольдовича Голимбиевского. Ленинград, 1989 г. Фото из архива «ИТАР-ТАСС». Снимок Ивана Куртова, получивший премию «Золотой глаз» в номинации «Повседневная жизнь» World Press Photo.

Как рассказывает автор фотографии, познакомился с Анатолием Леопольдовичем благодаря своему коллеге: «Инвалид, потерявший ноги на войне, — это называлось «патология»!..Почему Голимбиевский сумел отстоять свое право на полноценную жизнь? У него был очень сильный характер и был стимул. Какой — я узнал, когда, взяв у того самого
коллеги телефон, пришёл домой к ветерану. Оказалось, что у него есть красавица-жена, с которой он познакомился в госпитале и на которой женился вопреки неодобрению окружающих, дочь, внук, и работает он ведущим инженером в Институте метрологии. Есть две машины на ручном управлении — «Запорожец» и «Волга», он сам их приспособил».
В процессе общения, Анатолий Леопольдович рассказал фотографу яркий эпизод из своей военной жизни. Однажды вместе с контр-адмиралом Исаковым, тоже инвалидом войны, передвигавшимся на костылях, спускался по трапу эсминца «Сообразительный». Стоявшие на причале моряки без приказа встали по стойке «смирно» и отдали им честь.
Иван Куртов решил, что такой эпизод необходимо запечатлеть. Позвонил в Нахимовское военно-морское училище и попросил выделить взвод моряков. Приехав на место съемки с Анатолием Леопольдовичем, вышли всего трое матросов и один офицер.
Позже фотограф признался, что это даже хорошо. На фоне целого взвода Герой мог легко «потеряться». Люди спрашивают, где автор смог «поймать» трогательный кадр. А увидеть такое в те времена было невозможно!
В 2010 году журнал «Русский репортёр» поместил легендарный снимок на обложке. В материале говорилось, что он поменял мировоззрение того поколения. К людям пришло понимание, что печатать фотографии и истории инвалидов не зазорно. Фотография буквально сняла ограничение в головах людей и разрушила неприятное слово «патология».
Улыбчивый моряк на фотографиях – Анатолий Леопольдович Голимбиевский – моторист черноморского эсминца «Сообразительный», единственный выживший из всей группы, первой принявшей бой в Цемесской бухте под Новороссийском.
В составе знаменитого морского десанта под Новороссийском 4 февраля 1943 года Анатолий Голимбиевский одним из первых ступил на берег Цемесской бухты. В первом же бою на Малой Земле вражеская пуля попала ему в колено. Раненый моряк с товарищами держал оборону в захваченном дзоте двое суток. На третьи ему удалось метким броском
гранаты уничтожить фашистский пулемёт. Взамен противник нанёс еще два ранения – в правую руку и вторую ногу.
Анатолия Леопольдовича нашли на поле боя без признаков жизни. На седьмые сутки его и раненых сослуживцев эвакуировал мотобот. В Геленджикском госпитале после осмотра, хирург сказал ему:
— Газовая гангрена. Если жить хочешь, то будем ампутировать ноги… Согласен?
— Будем жить! – ответил Голимбиевский, не задумываясь ни секунды.


Анатолий Леопольдович Голимбиевский с женой

Вернувшись к жизни, безногий моряк улыбался. Его заразительное жизнелюбие помогло завоевать и взять в жёны старшую медсестру – грузинку Мирцу. После свадьбы у пары родилась дочь Тамара, подарившая Герою внука и правнука.
Анатолий Леопольдович ездил на автомобиле на дачу и по городу. О его «золотых руках» знали все соседи. Сразу после войны устроился в Институт метрологии и до самой пенсии работал ведущим инженером. Много работал, брал заказы после основной работы, ремонтировал телевизоры, чтобы жена радовалась и жизнь была настоящей.
Улыбаясь, радуясь каждому дню своей жизни, Анатолий Леопольдович дожил до 80 лет. Гордился моряцким племенем и верил в непоколебимую мощь Военно-морского флота.


Анатолий Леопольдович Голимбиевский

В истории одного снимка сошлись мужество и жизнелюбие одного человека и неравнодушие другого, перевернувшее сознание многих. Так, фотограф в своё время начал путь к достойному отношению к инвалидам благодаря одной-­единственной фотографии, показав, что каждая история достойна уважения.