Мой народ / Священная война

Не все страданья безответны

07.05.2020


Нвер Георгиевич Сафарян (1907 — 1982), генерал-майор, армянский советский военачальник, командир 89-й стрелковой Таманской Краснознамённой дивизии

Автор Елизавета Завгородская

Как прошлое преломляется сквозь призму времени и обретает совсем другое значение.
Эта история прошла через две великие войны и нашла свое справедливое завершение в наши дни.
Первая мировая война – одна из самых масштабных войн всего человечества. Вильгельм II, и без того не скрывающий свой интерес к экономической экспансии в Турции, с официальным визитом в Дамаске (1898 год) объявил себя другом 300 миллионам мусульман и их халифа. Так зарождался германо-турецкий союз, тайный договор которого был
подписан в 1914 году, в начале Первой мировой войны.
Первая мировая война для Армении останется самой страшной страницей в истории страны, и связано это с событием 1915 года, почти во всём мире признанным геноцидом. Германия имела возможность предотвратить эту страшную трагедию, поскольку она была союзником Турции в Первой мировой и имела колоссальное политическое влияние. Тогда
кайзер Германии Вильгельм II мог, но не воспрепятствовал этой чудовищной истории. Германия одобряла варварское уничтожение населения западной Армении.
На фоне этих трагических событий развивалась история мальчика Нвера из Армении. Это было страшное время. Беспощадное уничтожение населения, будь то мужчина, женщина или ребенок. Ныне нет ни одного армянина, который не имел бы предка, пострадавшего от геноцида.
Семью Нвера беда не обошла стороной, он теряет отца.


Геноцид армян, 1915 год

Из воспоминаний Алисы Мкртчян, близкой родственницы Нвера Сафарян:
«Слушай сынок, это твой отец кричит: "Отомсти за меня!"», – роняет горестные слова мать своему 8-летнему сыну, слыша, как запертые в стенах местной церкви, заживо в огне сгорают ее муж и десятки их односельчан, подвергшиеся обману со стороны турков.
В попытках спастись от «великого злодеяния» мать Нвера с двумя детьми оправилась в Эчмиадзин, где, к несчастью, умерла от болезни в 1919 году. По велению судьбы Нвер подвергся и такому нелёгкому испытанию – стал сиротой. Сиротство. Страшное слово. Он вынужден быть сильным! Он должен жить! В маленьких глазах нет больше слёз. «Путь
бойца», иначе не назовешь.
Сиротский приют в Ереване стал для него новым домом. Он был вынужден работать на богатых хозяев и зарабатывать себе на хлеб. Что он нес в своей душе? Печаль? Чувство мести? Желание жить. Жить, а судьбу выстраивать иначе, нужно действовать.
Он отучился в военной школе в Ереване и был направлен в Военную академию имени М.В. Фрунзе, как один из лучших учеников. Тогда и появилось желание отстоять свою отчизну и сберечь свой народ от горя, которое он видел своими детскими глазами. Так началась история будущего армянского советского военачальника Нвера Георгиевича Сафаряна.
Германия, понесшая поражение в Первой мировой, несет реваншистский настрой, что явилось одной из причин прихода к власти фашистов во главе с Гитлером. Германия развязала Вторую мировую войну.


Сафарян Нвер Георгиевич, генерал-майор

Свое боевое крещение Нвер Сафарян прошёл на Западной Украине. Там его и заметили. Доверили командование 89-й стрелковой дивизией (одной из 7 армянских дивизий в ВС СССР), что было большой честью и ответственностью. Сафарян стал четвертым по счету командиром дивизии. В Красной армии предвоенного периода боевые части формировались по
национальному признаку. Их огромное преимущество было в специфике ведения боя на горной местности, и, разумеется, кто как не армянин идеально подходил на должность военачальника национальной дивизии.
«Товарищ Сафарян, Вас назначили командующим 89-й Армянской артиллерийской дивизией», – с безукоризненной четкостью и тоном, не допускающим возражений, отдал приказ генерал-полковник И.И. Масленников и добавил: «Принимайте командование. Все будет хорошо».
После событий февраля 1943 года, когда по ошибке прежнего командования при ужасных обстоятельствах погибло около 3000 солдат дивизии. Людей раздавили танками, когда те, изнеможенные и изнуренные от многодневных маршей, голода и холода, остановились на привале. Разведка не заметила засаду в лесополосе. Противостоять противнику они не
смогли по адекватным причинам. Роковая ошибка привела к страшным последствиям. Возродить боевой дух и веру в победу в сердцах уже не многочисленной дивизии легло на плечи Нвера. Он воскресил дивизию, собрал по крупицам. Отстоял ее честь. Он поверил в неё!
А иначе быть не могло….


Алиса Мкртчян, близкая родственница Нвера Сафаряна

Из воспоминаний участника ВОВ в составе 89-й стрелковой дивизии – подполковника Х.М. Аветяна:
«Н.Г. Сафарян был настоящим патриотом, всегда отдавал приказы только на армянском, умел поднять дух бойцов в самой тяжелой ситуации». Говорят что, приняв командование, он собрал всех старших командиров дивизии и сказал: «Карс и Эрзурм не обещаю, но до Берлина доведу!» (Карс и Эрзурм города восточной Армении, ныне современной
Турции).
Август 1943-го. Дивизия под командованием Сафаряна получает задачу: прорвать оборону фашистов на горе Долгая. Наши войска разгромили таманскую группировку противника, тем самым поставив финальную точку в битве за Кавказ. Воины 89-й Армянской артиллерийской дивизии отличились в этом бою, и с этого момента они получают и с гордостью
несут свое легендарное, грозное название 89–я Армянская Таманская дивизия. А Нвер Георгиевич получил звание генерал-майора.
Умение Сафаряна выходить из сложных ситуаций дополнялось его личной отвагой и авторитетом среди солдат.
При освобождении Крыма на Керченском полуострове Сафарян точно понимал, что положение противников оставалось в преимуществе. И оперативно изменил ход действий, что позволило выгодно обороняться на высотах. На приказе: «Сменить позиции на противоположную сторону» Сафарян написал: «Пока обождать». Нвер Георгиевич понимал, что, выполни
это поручение, он собственными руками подпишет смертный приговор своей дивизии, а такого допускать было нельзя, он людей не убивал! Его задача помимо победы – сохранить жизни.
Всем известно, что означало в то время ослушаться приказа.


Бойцы и командиры легендарной Армянской 89-й Таманской трижды орденоносной стрелковой дивизии

Через два дня его вызвали к командарму: «По какому праву не выполнен приказ?». Нвер Георгиевич прекрасно осознавал, чем это могло закончиться, но объяснил свою позицию. Он не принял приказ командования войти в бой, а несколько месяцев готовил дивизию (основной состав – 18-летние ребята, которые в жизни не видели ни оружия, ни
смерти). Его девизом стали слова А.В. Суворова: «Тяжело в учении, легко в бою». Его самостоятельность, мужество и независимость не единожды спасали жизни множеству советских солдат. Он с наименьшими потерями приблизил дивизию к логову фашистов.
Так, в очередной раз ослушавшись приказа верховного командования о том, что национальные дивизии не должны принимать участие во взятии Берлина, он выполняет свое обещание и доводит дивизию до победного конца.
И пусть это нарушение лишило его звания Героя Советского Союза, но первым триумфальный танец «Кочари» (армянский народный танец победителя) у стен Рейхстага начал танцевать именно он. «Это был очень странный момент. Мы как будто не могли поверить самим себе. И, когда Сафарян начал танцевать, мы все сразу присоединились к нему, не
раздумывая, в порыве», – вспоминает участник ВОВ в составе 89-й стрелковой дивизии, подполковник Х.М. Аветян.


Герои Таманской дивизии, дошедшие до стен Рейхстага, исполнили народный армянский танец победы «Кочари», май 1945 г.

Так как уже дошли до Берлина, то по приказу Г.К. Жукова 89–я Таманская дивизия, единственная из всех национальных формирований, приняла участие в штурме Берлина и раезгромила усиленный фашистский гарнизон, укрепившийся в центральном районе Хумбольдт-Хайн.
На пепелище разгромленного Рейхстага Нвер возвращается в воспоминания своего тяжёлого детства. Он приказал бойцам отвести его к памятнику последнего кайзера Германии Вильгельма II – к тому, с чьим участием было загублено более миллиона жизней его соотечественников.


Памятник кайзеру Вильгельму II

«Ну-ка, подними голову, посмотри, кто у тебя в Берлине, это мы – армяне!» – обратился к Вильгельму, генерал Сафарян. Это была встреча всей его жизни. Несгибаемая воля и выдержка. И он пришёл победителем.
Встречай, Армения, своего великого сына, он отомстил за тебя.
18 эшелонов отправились победным маршем на родину.
«Мы со славой окончили войну и со славой должны войти в Армению. И поэтому даю задание поймать оленя и его рога прикрепить к головному вагону поезда».
Народ со слезами на глазах встречал своих героев.
Самостоятельность, мужество – такие качества Сафаряна ценились в военное время. Но в мирные дни, когда выстрелы умолкли, он стал очень неудобен, к сожалению, такое бывает. Поступил приказ о расформировании всех национальных дивизий. Но Сафарян не поддержал позицию верховного главнокомандования и пошёл против приказа. Он отстоял свою
дивизию. Его цель – высокая и качественная боеспособность Армении. В годы войны Турция была готова к вторжению в Закавказье, но её замысел был сорван благодаря победе союзных держав. Она сохраняла «враждебный нейтралитет», и Сафарян это понимал прекрасно.
Дивизию сохраняют, но его снимают с должности командира и направляют на повышение квалификации в Военную академию имени М.В. Фрунзе. Там он и встречает маршала Г.К. Жукова. И Жуков забирает его на Украину. Спустя несколько лет до них доходят сведения о расформировании дивизии. Жуков отправляет Сафаряна в Армению: «Иди, разберись!».
«Зачем ты подписал приказ? Ты довел дивизию до Берлина?»
После этого неприятного разговора с новым командиром по приходу домой Сафарян переносит первый инсульт и получает инвалидность.
Резервы человеческого тела и души, увы, не бесконечны, и все мы тленны. Нвер Сафарян ушёл из жизни в 1982 году и, к сожалению, не увидел поистине историческое событие, которое тесно связано со всей этой длинной историей, которая сплела между собой прошлое и настоящее.


Правнук кайзера Германии Вильгельма II, принц Филипп-Кирилл Прусский в составе делегации официально попросил прощение у армянского народа за деяния своего предка. Ереван, апрель 2015 г. (видеотрансляция конференции на русском языке есть в свободном доступе в сети Интернет)

Так, 21 апреля 2015 года в армянской церкви «Слово Жизни» на межцерковной конференции, посвященной 100-летию геноцида армян, с извинениями выступил правнук последнего кайзера Германии Вильгельма II, лютеранский пастор, принц Филипп-Кирилл Прусский и официально попросил прощение за своего предка, который содействовал Османской
империи в осуществлении геноцида.



Все когда-то находит свое завершение… И радует то, что наше общество в современных реалиях постепенно приходит к общему мнению в решении прошлых вопросов, которые причинили столько страданий одним и раскаяния сейчас другим.
Слава и честь советскому народу, победившему фашизм! Они навсегда останутся в наших сердцах.