Мой народ / Народы / Россия / Дагестан
Ковровые узоры Страны гор
31.03.2016
Автор: Камила Рамазанова, газета «Ас-Салам», Республика Дагестан
Моя Родина славна многими высокими, благородными качествами своих людей. Все больше современникам вспоминаются отчаянная храбрость и выдающееся мужество. Однако есть черты у наших народов, которые в веках ценились не меньше этих двух, известных сегодня, — например, трудолюбие.
Живет на юге Дагестана небольшой этнос, оставивший, как это бывает, большой след в культурном наследии Страны гор. А все благодаря усердной работе, нечеловеческому трудолюбию. Их зовут табасаранцами. Они – коренной дагестанский народ. В процентном соотношении его численность не превышает пяти процентов от общего населения, хотя занимает он по данному критерию четвертое место в республике.
Табасаранские сыны, конечно, тоже могут похвастаться смельчаками. И поэтов среди них немало, ученых, писателей. Характерен для них и роскошно богатый фольклор, почерпнутый в чем-то у щедрого на предания и сказания персидского Востока. Однако по сей день вспоминают именно Табасаран, когда речь заходит об искусстве ковроткачества.
Раньше ковры можно было встретить в каждом доме. На полу – неворсистые, домотканые, простые в уходе, с незатейливым узором. Долговечность этих изделий поражала воображение. Как же может вещь служить уже четвертому поколению и при этом даже не потерять свою красочность?
А те, что украшали стены жилищ, всегда составляли особую гордость обладательниц. Яркие, мягкие, плотные. Всегда натуральные, шерстяные. Точно так же нелиняющие, невыцветающие. Сохраняющие тепло. В минуты покоя по ним просто приятно скользить глазами, выискивая все новые и новые элементы орнамента. Чаще всего такие ковры были приданым женщины. И тоже могли передаваться из поколения в поколение.
— Ковры в Дагестане ткались везде. Ворсовые ковры ткали на низменной части кумыки, кайтагские даргинцы, лезгины. Но самыми большими мастерами всегда были и остаются табасаранцы. В Табасаранском районе ремесло сохранено во многих селах, и это они предоставляют сегодня некоторый ассортимент, — рассказывает специалист по ковроткачеству, руководитель Центра этнической культуры в Махачкале Шахнабат Алимагомедова. Свои первые узелки на ковре Шахнабат сделала уже в три года. Увлечение превратилось в работу, о которой она рассказывает с особым удовольствием:
— В Центре этнической культуры представлено около 1300 экземпляров ковров. Они включают в себя огромное количество рисунков именно дагестанских мастеров. Это работы, сделанные в период с 70-х годов и по сей день. Создать такую большую коллекцию удалось благодаря дальновидности попечителя центра, депутата Государственной думы Магомедкади Гасанова.
— Во всем мире известно, что любой символ, который обозначен на дагестанских коврах, что-то значит. Сейчас многие интересуются символикой ковра. Занимающиеся ковроткачеством и дизайном ковра на более-менее профессиональном уровне знают, что композиция должна быть гармоничной в плане сбора символов на одном полотне.
Вот, например, готовится ковер в приданое молодым. Обязательно добавят полный кувшин туда. Пожелание детей – стилизованного человечка. Богатства обязательно пожелают – где-то какой-то символ, особенно рога. Могут саму невесту изобразить. Обереги, пожелания – солнечная символика.
Мы даже особо ничего не придумываем. А наоборот, сохраняем то, что было. Наши предки были умнейшие люди. Они именно писали ковры, писали, как книгу. Не было схоластического нагромождения знаков. Они всегда знали, какую символику собрать.
Действительно, предки, кажется, куда мудрее современника. Они стремились получать заработок честным путем, прекрасно зная, что кормить семью можно только дозволенным. А иначе не будет в доме благополучия. Ковроткачество, развитое повсеместно, было одним из способов получения дозволенной прибыли. Причем дело это приносило хороший доход.
А может ли оно приносить «хлеб» сегодня? Возможно, утраченное ушло из обихода как раз потому, что не имеет финансового смысла?.. Шахнабат, как специалист, придерживается другого взгляда на вещи:
— Этот возрождаемый промысел имеет большие перспективы. Тем более это ручная работа. Она востребована тем, что всегда несет в дом тепло. Хотя, конечно, есть здесь свои проблемы.
В настоящее время, кроме табасаранцев, этим высококвалифицированным трудом мало кто занимается. Но дефицит хороших мастеров ощущается сейчас даже в Табасаране. В 90-е годы, когда ковры были в забвении, новое поколение потерялось в этом искусстве. Есть у нас энтузиасты своего дела, которые занимаются этим промыслом, такие как Изаят Меджидова, художник, ковровщица, мастер своего дела. Ариф Сулейманов тоже занимается исключительно натуральными красителями, красивыми коврами, многим дает достойный заработок, обеспечивая людей рабочими местами. На таких людях сегодня и держится это ремесло.
Сказанное вызывает у меня некоторое замешательство. Незадолго до встречи с Шахнабат Алимагомедовой я разговаривала с девушкой, которая закончила Дербентское художественное училище. Она сейчас работает в детском саду. И со времени окончания учебного заведения за станок ни разу не садилась. Несмотря на то что дело это ей очень нравится, она не смогла сделать из него профессию. Просто не было предложений. Так в чем же дело? Словно бы зная, что творится у меня в голове, заведующая культурным центром говорит:
- Взять иранские ковры. Они рекламируются на государственном уровне во всем мире. Можно взять турецкие низкоплотные и сравнить с нашими высокоплотными коврами, которые реализуются по тем же ценам. В качественном отношении это земля и небо. Однако у турков этот промысел поддерживается на высоком уровне. Я не скажу, что они большие деньги за это получают, у них рабочая сила очень дешевая. Но благодаря тому, что идет такая реклама, поддержка со стороны государства, ковровое производство очень хорошо налажено. Я знаю, в чем красота наших ковров. В их цветовой гамме, в богатстве рисунка, в сроках эксплуатации и др. Можно назвать множество таких параметров, которые отнесли бы наши ковры к категории лучших.
Можно принять последние фразы эксперта за слова патриота, который превозносит труд земляков выше, чем он может оцениваться реально. Но мне доподлинно известно, что Шахнабат Алимагомедова говорит истинную правду. Еще будучи студенткой, я смотрела со своими сокурсниками документальный фильм американской телестудии BBC, рассказывавший… о чем бы вы думали? Да, о дагестанском ковроткачестве. О возрождении исконного ремесла. Прекрасного, ёмкого, красочного и, несомненно, имеющего широкую перспективу при условии создания необходимых условий для развития.
Заканчивая нашу увлекательную беседу, специалист этнокультурного центра высказала много теплых слов, обращенных к читателю:
— Желаю выстраивать отношения с людьми так, как вы бы желали, чтобы относились к вам. Один из мудрых мира сего сказал: «Интеллигентный человек – это тот, который может поставить себя на место другого». Его слова означают, по моему мнению, что жизнь многогранна, в ней столько перипетий. И каждый может внезапно оказаться в той же ситуации, что и ближний. Бывает, что недостаточно знаний, средств, возможностей, или в этот момент времени человек в чемто заблуждается. Но у него есть целая жизнь, чтобы это исправить.
Не присоединиться к сказанному невозможно. Хотелось бы только добавить несколько слов пожеланий, обращенных именно к молодому поколению.
Не теряйте своих корней. Даже если кажется, что богатство нашей культуры не может пригодиться нигде, кроме своей собственной фантазии, не отчаивайтесь. Сохраняйте его вместе с богатством души. Обманчивое проходит. Переданное предками, как мы видим, остается на века.