Мой народ / Священная война

Томск 80 лет назад

08.03.2020


Авторы: Виктория Логвинова, Виктория Чистова. Руководитель – Шепелева Анна Владиславовна

«От царя и великого князя Бориса Федоровича всея Русии в Сибирь, в Тюменский город, голове Алексею Ивановичю Безобразову. По нашему Указу велено вверх по Оби в Сургуцком уезде, на реке Томи, в Томской волости, поставите город» – именно этот Указ, который датируется 21 марта 1604 года, и положил начало истории нашего города. Истории
не простой, содержащей много интересных и мало кому известных фактов, а иногда даже и тайн…
Утром 22 июня 1941 года жители Советского Союза узнали о том, что на нашу страну без объявления войны напали гитлеровские войска. Это сообщение стало началом изменения судьбы не только отдельно взятого человека, но и всех административных единиц нашей страны.
В первые месяцы Великой Отечественной войны в Западную Сибирь было перебазировано 210 промышленных предприятий. Томск принял и разместил на своей территории 32 крупных предприятия, 18 из них влились в ранее действующие городские, а 14 развернули свою работу на новых площадях. Например, завод резиновой обуви был образован на базе
московского завода «Красный богатырь».


Эшелоны идущие в г. Томск

Инфраструктура провинциального Томска была не готова к масштабному приему эвакэшелонов. Необходимо было за 2—3 месяца смонтировать заводы. В любую непогоду томичи, в основном женщины и дети, разгружали эшелоны с прибывшим оборудованием. Но это была не единственная проблема.
Из доклада секретаря Томского горкома С. Чернышева секретарю Новосибиркого обкома ВКП(б) товарищу Кулагину (февраль 1942 г.): «Значительное расширение томской промышленности в связи с прибытием ряда новых заводов и увеличение численности населения вызвали резкое увеличение потребности во внутригородских перевозках. Новые и
расширяющиеся промышленные предприятия, часть которых расположена далеко от железнодорожной линии, требуют перевозки значительного количества топлива, строительных материалов, сырья, готовой продукции. Между тем существующий городской транспорт, насчитывающий лишь 50 грузовых машин и 1500 лошадей, не может перевезти даже и половины
необходимых грузов».


Телеграмма Новосибирского обкома ВКП(б) об эвакуации в Томск завода боеприпасов УИТЛ НКВД. 24.10.1941 // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 88. – Л. 62

Решение проблемы грузовых перевозок предложили специалисты Томского электромеханического института инженеров транспорта. Было предложено строить железнодорожное полотно прямо по городским улицам.
В. Розенфельд, профессор, доктор технических наук:
«...Быстрый темп роста промышленности поставил перед городским хозяйством ряд серьезных проблем, из которых одна из наиболее важных – организация городского транспорта. На станции Томск I и Томск II ежедневно прибывает множество грузов различного назначения, во время навигации дополнительное количество грузов прибывает и сплавляется
по реке Томи... Единственным выходом положительно и радикально разрешающим проблему как грузовых, так и пассажирских перевозок, является устройство в городе рельсового транспорта».
Заметка «Трамвай в Томске», газета «Красное знамя» от 4 марта 1942 года.
Зимой 1941 года началось строительство городской ветки железной дороги. Тяжелые погодные условия и спешка не могли пройти бесследно. Дорогу строили наспех. Не было инструментов, наблюдался дефицит материалов, плохо подготовили местность для строительства. Из-за нехватки материалов при строительстве использовались рельсы,
снятые в прифронтовых районах в момент отступления Советской армии. На многих участках будущей дороги отсутствовал балласт, рельсы укладывали прямо на землю. В будущем это легло в основу перебоев работы дороги в связи с авариями.


Томск-II. Отправка леса по железной дороге

В результате по городским улицам были проложены железнодорожные ветки общей протяженностью 24 километра. Колею осенью 1941 года строили томские студенты – главным образом девушки, молодые люди уходили на фронт. Рельсы связали с основной колеей большинство промышленных предприятий и электростанцию. Одна из таких веток позднее
послужила основой для томского трамвая. Построенная дорога требовала постоянного ухода, приходилось следить за состоянием путей, кроме того, в зимний период путь необходимо было чистить от снега.



Первая линия пролегала по улицам Розы Люксембург и Набережной реки Ушайки, проспекту Ленина и поворачивала на улицу Алексея Беленца, где располагалась электростанция. Другая линия пролегала по улице Нахимова, проспекту Тимирязева (ныне проспект Ленина) и улице Усова.
Во время войны проспект Ленина представлял собой три разные улицы, плавно перетекавшие друг в друга: участок от площади Революции до Лагерного сада назывался проспект Тимирязева; участок от площади Революции до современной площади Ленина носил название проспект Ленина; а участок, тянувшийся от площади Ленина в северном направлении,
носил название Коммунистический проспект. Только в 1959 году эти улицы были объединены и получили современное название проспект Ленина.
Александр Петров, коренной томич:
«...От Томска-1 на месте теперешней улицы Нахимова была проложена железная дорога, которая затем шла по улице Советской до электролампового завода. По этой дороге паровозами завозили на завод сырьё и вывозили продукцию. Дорогу упразднили уже в 60-е годы, но сначала по этим рельсам по Советской, Нахимова до кольца на Южной пустили
трамвай 4-го маршрута...».
После окончания Великой Отечественной войны дорога продолжала работать, перевозя грузы. Постепенно страна возвращалась к мирной жизни, и паровозы на городских улицах уже стали смотреться чужеродно, они шумели и дымили, мешая горожанам. С 1947 года была запрещена работа грузовых составов в дневное время на центральных улицах.
В 1951 году был введен в строй первый пусковой участок второй очереди томского трамвая — линия от площади Батенькова по переулку Пионерскому и улице Розы Люксембург. В течение двух лет на этом участке трамвай был вынужден делить путь с грузовыми составами, что сильно мешало пассажирскому движению, и спустя два года власти приняли
решение полностью отказаться от грузового движения в центре города.


Завод «Томсккабель». Передвижная котельная, снабжающая завод, 1942 год

В 1953 году городская электростанция начинает снабжаться углем при помощи автотранспорта, и движение грузовых поездов по центральным улицам прекращается, а с 1955-го оставшиеся подъездные пути были сняты с баланса города и переданы дрожзаводу и заводу резиновой обуви. В течение еще примерно десяти лет часть брошенных путей
оставалась лежать на городских улицах, напоминая, что когда-то по ним ходили грузовые поезда.
Современные томичи и представить не могут, что по центральным улицам исторического Томска ходили паровозы.