Мой народ / Священная война

Черная пантера Советской Армии

10.09.2018


Амазасп Хачатурович Бабаджанян, советский военный деятель, главный маршал бронетанковых войск, Герой Советского Союза

Автор: Вера Шилина

Первый танкист Советского Союза Амазасп Бабаджанян родился в армянской семье в высокогорном селе Чардохлы, ныне находящемся на территории Азербайджана. Село это по праву называют родиной героев. В годы ВОВ отсюда на фронт ушли 1250 человек. Каждый пятый занял высокие командные должности, каждый второй получил ордена и медали. Семь человек получили звание Героя Советского Союза, двенадцать стали генералами. Двое – маршалами.
Именно маршальская судьба ждала Амазаспа Бабаджаняна, одного из восьми детей местного пастуха. С малых лет он работал, чтобы помогать родителям и кормить семью, пас скот. Однако, присматривая за овечками, маленький Амазасп мечтал о большом будущем: стать военным, защищать свою родину и свой народ. Он вообще всегда защищал тех, кто нуждался в этом, не терпел несправедливости и угнетения слабых. Несмотря на вспыльчивый характер, в драку первым не лез, но постоять за себя умел. Причем так, что очень скоро всем стало понятно: с этим парнишкой шутки плохи. Никто и не думал никогда обидеть его или увести овцу из его стада. При этом все знали, что Амазсп – человек добрейший и всегда придёт на помощь.

Учиться – в бою пригодится

Бабаджанян бросил школу после 5 классов, однако это не помешало ему поступить в Закавказское военно-пехотное училище в Тбилиси. Чтобы поскорее стать ближе к любимому военному делу, Амазасп даже подделала документы, приписав к своему возрасту два года. В училище Амазасп преобразился: от учебников и книг практически не отходил, очень много занимался и в первые месяцы даже не ходил в увольнение. Наконец, он оказался в своей стихии! Здесь он быстро стал круглым отличником и первым стрелком.


Главный маршал бронетанковых войск А.Х. Бабаджанян с курсантами ХГвВТКУ

Конечно, таланты юного военного не остались незамеченными старшими товарищами: карьеру он начал командиром взвода, затем стал помощником начальника штаба, а потом и сам стал начальником отделения штаба. Боевое крещение в советско-финской войне Бабаджанян прошел в качестве помощника командира пулеметного полка.
Однако самое главное испытание, наше общее испытание – Великая Отечественная война – ждало впереди…

Ужас на гусеницах ночи

Война разлучила Амазаспа с семьёй – женой и любимой доченькой – на пять долгих лет. Все эти годы он занимался тем, что умел и любил: защищал своих. Амазасп славился среди солдат справедливым и отважным командиром. Он с любовью относился ко всем подчиненным, следил, чтобы они всегда были сыты и хорошо устроены. И они смело и уверенно шли за своим полководцем защищать Москву, вспахивать танками Курскую дугу, брать Берлин…
О боях во время битвы на Курской дуге Бабаджанян оставил живые и страшные воспоминания: «Стонала земля. Масштабы сражения превышали человеческое воображение. Сотни танков, пушек превращались в груду металла. Померкло солнце, его диск почти не был виден за пылью и дымом от взрывов снарядов и бомб».



В разгар боев Амазасп, который к тому моменту командовал танковыми войсками, получил приказ: взять Казатин. В Казатине на тот момент сосредоточились огромные силы врага, 19 дивизий только что выехавших с фашистских заводов танков «Тигр» и «Пантера». Силы фашистов многократно превосходили силы Бабаджаняна. Что же делать? Амазасп решил брать врага умом и храбростью. Он отдал приказ выступать ночью, при этом включить на танках звуковые сигналы и фары. Так и было сделано. Под командованием Бабаджаняна вопящие русские танки пошли в бой. Ослепленные дальним светом, ошарашенные немцы не успели понять, что происходит, и оказались неспособны отразить удар. Казатин был взят.

Трижды мертвый, трижды живой

Храбрость и смекалка Бабаджаняна становились легендой. Немцы прозвали его Черной Пантерой (военная форма танкистов была черного цвета). Жуков назвал Амазаспа одним из самых отважных генералов Красной Армии. «Истинный герой – Бабаджанян! Все свои награды он завоевал в боях!» – с восторгом говорил о нем знаменитый односельчанин маршал Иван Баграмян.
На поле битвы Бабаджанян всегда передвигался, наполовину высунувшись из танка, несмотря на свистящие снаряды и пороховой дым. Миллион раз он мог быть убит, но был серьезно ранен лишь однажды. Снаряд попал ему прямо в горло, повредив трахею и грудь. Несмотря на тяжелейшее ранение, он продолжал руководить боем еще 6 часов. Но вот битва окончена, и Бабаджаняна транспортируют в госпиталь. Вдруг в танк с ранеными попадает снаряд. Весь экипаж танка, кроме Амазспа и ещё одного тяжело раненного в ногу полковника, погиб. «Это конец», – подумал Бабаджанян. Подбитый танк пылал, подмогу ждать было неоткуда. Внезапно в проеме танка показался механик. Он сумел вытащить обоих оставшихся в живых пассажиров и перетащить в свой танк. Они проехали три метра. И снова прямое попадание!



К счастью, пришедший на помощь механик по фамилии Полторак сумел второй раз вытащить раненых из танка. Они лежали у стога сена, когда Бабаджанян почувствовал, что из горла хлынула кровь – теперь точно конец... Он протянул свои золотые часы лежащему рядом солдату: «На, сынок, возьми на память». Но над ухом услышал: «Вам самому они пригодятся, товарищ полковник. Вы будете жить». Это был Полторак.
Этот голос жизни Бабаджанян запомнил навсегда. Позже, после окончания войны, он найдет своего спасителя и отблагодарит, поможет его сыновьям получить высшее образование. Но это потом, а сейчас Амазсп все-таки попал в госпиталь, но долго там не задержался. Выписавшись раньше положенного срока, он уехал на фронт, сказав, что долечится после войны.

До победы и далее!

Множество сражений позади, и вот наконец гусеницы танкового полка Бабаджаняна закрутились в направлении Берлина. 11 километров до столицы Германии – сплошь завалы, мины, танки противника, все преодолели танкисты. Но как вести бои в стенах Берлина? В городах танки зажаты тисками улиц, скованны и уязвимы. Из-за каждого угла, из окон и с крыш на танки обрушивается огонь. Однако Бабаджанян не привык опускать руки перед трудностями. К вечеру 29 апреля он принял дерзкое решение: наступать не только на земле, но и под землёй, по тоннелям метро. В результате танки Бабаджаняна прямой наводкой били по рейхстагу, и уже 30 апреля над ним водрузилось Красное знамя Победы.
Почетное звание главного маршала бронетанковых войск СССР Амазасп Бабаджанян получил позже. Но даже добившись всех, каких только можно военных высот, маршал Бабаджанян никогда не забывал родное село.


Памятник А.Х. Бабаджаняну в г. Ереван

Как мог, он помогал землякам. Рассказывают, что в тяжелые послевоенные годы колхозные поля в селе пахали танки. Когда Амазасп приезжал на родину, он снимал мундир и копал картошку вместе с сельчанами, повторяя: «Работаешь в поле – не бойся навоза, воюешь – не бойся смерти». Когда к нему обращались: «Товарищ маршал!», он перебивал: «Говорите дядя Амаз!». Люди любили Амазаспа. В их памяти он навсегда останется примером мужества, храбрости, человеколюбия и отзывчивости. Однажды кто-то спросил Амазаспа, думал ли он в юности, что будет маршалом, на что Амазасп ответил: «О званиях думать не надо, просто учись воевать, учись Родину защищать. А Родина сама воздаст тебе должное, то, что ты заслужил».