Мой народ / Интервью

Мы - граждане великой страны

31.03.2016


Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Сафаралиев Гаджимет Керимович

Интервью: А. Б. Кочарян

Задача Комитета Государственной думы по делам национальностей, без преувеличения, становится не просто «особо деликатной», но и чрезвычайно значимой в современной России. Мы поговорили с главой Комитета о связи науки и законотворчества, о теории и практике межнациональных отношений страны, о том, какой смысл вкладывает Г.К. Сафаралиев в понятие «мой народ» и почему законы и инициативы в сфере образования и культуры могут защитить нас от экстремизма и терроризма.




— Уважаемый Гаджимет Керимович, готовясь к интервью, мы отметили, что Вы один из немногих наших парламентариев, который является членом-корреспондентом Российской академии наук, человеком науки, физиком и одновременно депутатом с многолетним опытом законотворческой работы. Можно ли сказать, что создание законов - это такая же фундаментальная деятельность, как и научная?

— Именно так я ее и понимаю, ведь написать закон для общества отнюдь не легче, чем открыть и сформулировать какую-либо закономерность в мире физических явлений. Важно и к той, и к другой деятельности подходить с позиции пытливого исследователя, видеть в частных случаях проявление общей логики, понимать влияние одних процессов на другие и в итоге, заставить служить их во благо.
Как физик, я работаю с нанотехнологиями и наноматериалами. Нанопроцессы, идущие на невидимом человеческому глазу уровне, можно использовать в электронике, а значит, менять человеческую жизнь к лучшему. То же и в законодательстве: необходимо досконально знать сферу применения нормы, увидеть, где закон должен помочь и создать условия для позитивной практики.
Поэтому и в науке, и в законотворчестве важна ответственная позиция.



— Долгое время Вы занимались законодательством в сфере науки и образования, местного самоуправления, а в этом созыве возглавили Комитет по делам национальностей. Гармонизация межнациональных отношений, наверное, самая сложная из задач, которые Вам приходилось решать?

— Дело не столько в сложности, сколько в комплексности вопросов государственной национальной политики, которые касаются задач в сфере и образования, и культуры, и молодежной политики, и безопасности, и противодействия разного рода экстремизму. Как видите, в вопросах государственной национальной политики востребован не только опыт в области науки, образования, муниципального управления. Многие из важнейших нюансов и сам предмет этнического взаимодействия мне знаком не из теоретических книг по этнологии, а благодаря тому, что я родился в Дагестане - самом многонациональном субъекте Российской Федерации. Еще в советское время республику называли Всесоюзной лабораторией межнациональных отношений.
Даже после распада СССР Российская Федерация остается одним из крупнейших многонациональных государств мира, этнокультурно, пожалуй, самым богатым. Создать условия для гармоничного развития каждого этноса, консолидировать нашу «семью народов» — значит обеспечить успешное будущее страны. Это архиважно, и любой ответственный политик это понимает.



— Одной из главных целей современной национальной политики является укрепление единства российской нации. Существует опасение, что постулат единой гражданской нации России по аналогии с постулатом советский народ приведет к утрате этнокультурной самобытности этносов России. Хотелось бы услышать Ваши соображения и оценки?

— Ни одна страна мира сегодня не является моноэтничной. Более того, в эпоху глобализации и единого мирового пространства, мобильности человека такую государственность вряд ли можно воссоздать. Она осталась на страницах учебников по всемирной истории.
Древняя Греция, средневековая Европа, страны Азии... есть масса иллюстраций того, каким может быть моноэтничное государство, но, на мой взгляд, все это картины прошлого. Такой близкий к нам XX век научил нас многому. Одним из этих уроков стала катастрофа мирового масштаба, которая начиналась как попытка патриота Гитлера восславить Германию и показать превосходство одной нации.
Ни о моноэтничной России, ни даже о моноэтничных субъектах Российской Федерации говорить нельзя. Наша государственность исторически складывалась как многонациональная, именно благодаря этому состоялись все победы и достижения России. Плавильный котел американской нации, страны эмигрантов, тоже не для России.
Убежден, идея единства российской нации не может противоречить ценностям этнокультурного многообразия нашего народа. Главная основа общероссийской идентичности – это традиционные формы духовности и этнической культуры всех народов России. Поэтому в укреплении гражданского и духовного единства российской нации увидеть угрозу самобытности этносов России может только тот, кто заинтересован в подрыве целостности страны.
Еще раз повторю: достижение цели укрепления единства не означает нивелирования этнокультурного многообразия. Напротив, этнокультурное многообразие является конкурентным преимуществом России, которое при проведении сегодняшней национальной политики должно таковым и оставаться.
И я не согласен с Вами, что советская идентичность привела к утрате национальной самобытности наших народов. В каком-то смысле советская идентичность породила множество верных идеологем, таких как «дружба народов», «единые цели», и многие другие.



— А для Вас, что значит российский народ, мой народ?

— Мой народ – многоликая исторически и духовно зрелая семья. Мне также очень близки слова Д.И. Менделеева, которые наш Президент процитировал в недавнем Послании Федеральному собранию: «Разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила — в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия».



— В последние годы заметно активизировалась деятельность в области национальной политики, многие из шагов были сделаны лично Президентом страны. Какова, на Ваш взгляд, эффективность принятых мер?

— Начну с того, что эти меры давно назрели. Вы правы, что за два-три последних года национальная политика вступила в период подъема. Многие из необходимых сегодня шагов были сделаны на самом высоком уровне – уровне Президента, Правительства и Парламента.
Мне отрадно говорить, что вопросы национальной политики сегодня включены в ряд стратегических задач развития страны. Действует Совет при Президенте по межнациональным отношениям, реализуется Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция миграционной политики Российской Федерации, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, серьезная работа развернулась на площадке Межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина.
Большинство из сложностей, на мой взгляд, ранее возникало по причине слабой межведомственной координации. Но сегодня у нас есть все шансы преодолеть этот недостаток, поскольку у всех, кто участвует в реализации национальной политики, появился надежный партнер – Федеральное агентство по делам национальностей.
Наш Комитет активно включен в работу по мониторингу исполнения принятых руководством страны решений в сфере правоприменительной практики субъектов Российской Федерации. За последний год мы провели более десятка выездных заседаний Комитета в регионах: Саратовской, Ярославской областях, Кемерове, Республике Удмуртия, других областях и республиках СКФО. Эти поездки показали: работу в сфере межнациональных отношений характеризует сегодня системность, а не простое проведение фестивалей и концертов этнокультурной направленности.



— Какие подготовленные Комитетом по делам национальностей законодательные инициативы, на Ваш взгляд, существенно помогли реализации новой национальной политики страны?

— Ключевой для всей системы управления в сфере государственной национальной политики закон мы приняли еще в 2013 году. От этого закона и год, и два года назад, и сегодня напрямую зависит эффективность решения задач по гармонизации межнациональных отношений в каждом субъекте Российской Федерации, в каждом муниципалитете.
Речь идет о ФЗ № 284 от 22.10.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений.
Благодаря действию этого закона во всех субъектах Российской Федерации определены в составе региональных администраций структурные подразделения и должностные лица, наделенные полномочиями вести на территории субъектов плановую работу в сфере государственной национальной политики.
В каком-то смысле закон помог разорвать порочный круг умозрительности государственной национальной политики. Результат мы видим, прежде всего, в выполнении чиновниками на местах практических прикладных задач, а именно: сегодня ведется мониторинг межнациональной обстановки, выстраиваются работа и конструктивные отношения с представителями этнокультурных организаций субъектов, оказывается помощь в проведении и этнокультурных, и иных мероприятий, направленных на развитие межнационального диалога, противодействие экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости.
Следует назвать еще один закон, который мы приняли в июле 2015 года. Депутаты нашего Комитета и коллеги из Совета Федерации выступили с законодательной инициативой, родившейся на местах, на территориях проживания и ведения хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Закон предоставил право создавать консультационные советы при муниципальных образованиях для отстаивания прав на сохранение и защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности представителей коренных малочисленных народов. Ранее, до появления закона, инициативы создавать такие советы не приветствовались, более того, отсутствие слов о возможности их создания давало возможность муниципальной власти категорически отказывать в этом праве, ссылаясь на действующее законодательство. Теперь этот пробел исправлен, и мы уже получаем положительные отзывы о правоприменительной практике нового законодательства.
Неотъемлемой частью государственной национальной политики является работа по адаптации и интеграции прибывающих к нам трудовых мигрантов.
Для того чтобы стимулировать участие не только государства, но и федеральных национально-культурных автономий в этой деятельности, депутаты нашего Комитета готовили законопроект о наделении национально-культурной автономии правом осуществлять деятельность по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. В конце 2014 года он вступил в силу.



— С чего должна начинаться работа в сфере профилактики межнациональных конфликтов? И что в этой работе главное?

— Ответ на этот вопрос может быть как общим и универсальным, так и вполне конкретным. Начну с первого. Этническое разнообразие России, а следовательно, и культурное многоцветие – наше богатство, только так его можно воспринимать, а потому хранить и беречь, как всякую духовную и материальную ценность.
Универсальное средство от любых проявлений ненависти, неприятия и в итоге, конфликта – это знание и понимание культуры различных этнических и религиозных общностей. Для нашей многонациональной страны, где проживают более 190 народов, знание об этническом составе должно стать не просто знанием обязательным, но и постоянно прирастающим, если мы говорим о процессе воспитания и образования наших детей. На каждой ступени образования — от детского сада до университетского кампуса — мы должны объяснять подрастающему поколению очень простые вещи о своей стране, ее истории и народе.
Чем выше уровень культуры и образования будет у нашего подрастающего поколения, тем крепче станет иммунитет от распространения всякого рода экстремистских идей. Конфликт национальной природы исчезнет как вид конфликтов.
Но сегодня, к сожалению, школьные уроки отечественной истории перестали быть главенствующими, и уже выросло несколько поколений «Иванов, не помнящих родства». На наш взгляд, необходимо сделать «историю» обязательным предметом для сдачи ЕГЭ. Это поменяет отношение и учителей, и родителей, и детей к историческому прошлому нашей страны, исправит, пусть и не мгновенно, гуманитарную и политическую культуры наших граждан.
Кроме того, необходимо повышать престиж изучения родных языков народов России. А для детей, которые обнаруживают незаурядные способности в изучении родных языков, необходимо предусмотреть преференции при поступлении на соответствующие филологические и лингвистические факультеты в вузах. Мы не можем позволить себе растерять достижения академической, еще союзной, школы родных языков. Инициативы по стимулированию интереса к изучению родных языков народов России необходимо внедрять наряду с мерами по повышению качества преподавания и изучения русского языка и литературы. В условиях двуязычия, триязычия, которые фактически существуют у нас в некоторых субъектах России, важно внедрить все самые лучшие педагогические разработки и методики по одновременному изучению языков, изучение одних родных языков с опорой на другие — например, на русский. Только тогда мы сможем говорить о действительном возрождении интереса к русской литературе, литературным шедеврам, написанным, в том числе, на родных языках народов России.
Кроме названного, следует серьезно подходить к вопросу о содержании школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также включать в программы подготовки работников образования и культуры изучение основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.



— Возможна ли пропаганда национальной терпимости со стороны учителей и преподавателей, если сами они зачастую очень нетерпеливы в этом вопросе?

— Я бы не был столь категоричен в оценке нашего учительско-преподавательского корпуса. Надо понимать, что долгие годы тема этнокультурного богатства, многонациональности нашего народа отсутствовала в школьном и вузовском пространствах. Был в этом смысле вакуум. Идеология советская ушла, а на смену ей ничего предложено не было. То ли из-за боязни быть обвиненными в имперских амбициях эта тема недостаточно освещалась в курсе отечественной истории, то ли мы слишком были заняты в целом реформированием системы образования, а важные вопросы содержания образования, воспитательного компонента уходили на второй план. Сегодня пришло время менять ситуацию.
В споре о приоритетах воспитания или образования как функций системы образования мы встали на позиции классиков педагогики. Школа и вуз должны обязательно воспитывать. Поэтому всячески поддерживаем любые инициативы и проекты в системе дополнительного образования: мы хотим, чтобы, именно занимаясь творчеством в школе, дети узнавали больше о нашей стране, культуре и традициях народов России.
Знали, кто такие финно-угры, народы кавказской семьи, славянской, тюркской. Наш Комитет старается поддерживать и популяризировать множество конкурсов для школьников и молодежи по теме единства и многообразия нашей страны.

— Гаджимет Керимович, приходилось ли Вам лично испытывать проблемы межнациональных отношений?

— Я дагестанец. И признаюсь Вам, не лукавя: ни в школе, ни в вузе, ни на других этапах своего профессионального пути и общественно-политической деятельности я не сталкивался с тем, что ко мне относились с предубеждением, а диалог пытались перевести в плоскость межнациональных противоречий. Мы росли и мужали в советском государстве, в котором многонациональность воспринималась как норма. Потому-то у друзей не было «градаций» и «национальных отличий» в том смысле, в котором некоторые сегодня готовы их воспринимать. Мы знали, что едины и мы — граждане великой страны. В каком-то смысле такое единство сегодня мы возрождаем, растеряв его на крутых виражах новой истории России.
Еще прошло не так много времени с тех пор, как Расул Гамзатов произнес известные слова: «За границей я — русский, когда я возвращаюсь в Россию, я — дагестанец. Когда еду на свою малую родину в Дагестан, я — аварец». Заметьте, какие чувства патриотизма и гордости стоят за каждым из его слов и ни одно из данных определений своей принадлежности не отменяет предыдущего.
Такая позиция может и должна стать основой укрепления единства многонационального народа России, тогда межнациональным противоречиям во всех их проявлениях не останется места в нашей жизни.



САФАРАЛИЕВ
Гаджимет
Керимович

Родился 26 июня 1950 года в г. Махачкала. Окончил физический факультет Дагестанского государственного университета имени В.И. Ленина.
Доктор физико-математических наук, профессор. Член-корреспондент Российской академии наук.
С 1972 года вел научную и преподавательскую деятельность в Дагестанском государственном университете, в котором прошел путь от младшего научного сотрудника кафедры экспериментальной физики до заведующего кафедрой, проректора. Автор более 300 научных статей, учебно-методических работ, монографий, 15 патентов.
Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования. Почетный работник высшей школы Российской Федерации.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Избирался депутатом Государственной Думы третьего, четвертого и пятого созывов. В разное время занимал должности заместителя председателя Комитета по образованию и науке, первого заместителя председателя Комитета по вопросам местного самоуправления, заместителя председателя Комитета по образованию.
Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ». С 2011 года – председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей.
Награжден орденом Почета, орденом Дружбы, почетным знаком Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма в России», орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан», а также медалями, почетными грамотами и благодарностями министерств и ведомств.